Home » ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ » ПРОРОКИ » Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов

Хамбо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов

В XVIII веке началось формирование бурятской школы Северного Тибетского буддизма, о которой нам известно не так уж и много. Граница между Монголией и Россией появилась в 1722 году. Опасаясь ассимиляции со стороны китайцев, и стремясь сохранить культурную самобытность, буряты сами пожелали войти в состав России. Вскоре был издан указ императрицы Елизаветы Петровны, буддизм получил статус одной из государственных религий Российской империи. Постепенно буддийские монастыри – дацаны, становятся основой жизни бурятской общины. Человеком, который открыл в начале XVII века бурятам учение Будды, был хамба-лама Заяев. В Итигэлове монахи видели его перевоплощение.

Наступает 1914 год. Грянула Первая Мировая война, Итигэлов будучи главой Буддийской Церкви помогает фронту, собирает деньги, одежду табак. Организовывает четыре лазарета. Кроме того, для лечения раненых в госпитали отправляются эмчи-ламы, владеющие искусством тибетской медицины. За эту деятельность Итигэлова награждают орденом святой Анны. Итигэлов и сам был выдающимся практикующимся врачом. Им был создан фундаментальный труд по фармакологии на основе тибетской медицины.

1917 год. Итигэлов не остаётся в стороне от социальных потрясений, происходивших в России. В том же году он даже возглавил второй Общебурятский Съезд. Однако вскоре решил сложить с себя полномочия главы буддистов. Можно предположить, что Итигэлова одолевали тяжёлые предчувствия и сомнения, подводившие его к осуществлению будущего судьбоносного деяния. Сохранились воспоминания о том, как ещё в 1921 году Итигэлов предупредил одного из лам, который в этот момент вернулся из Монголии: «Зря Вы сюда вернулись, скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки, живыми они Вас не оставят» Тот в ответ спросил: «А ты почему не уезжаешь за границу?». На что Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Приближалось полнолуние 15 июня 1927 года. Итигэлов собирает возле себя самый ближний круг  доверенных людей, и обращается к монахам с просьбой читать молитву «Благопожелание уходящему». Просьба ламы читать для него, ещё живого, молитву сопровождения умерших, удивила монахов. Но ещё больше поразила предсмертная просьба Итигэлова, сделанная перед тем, как окончательно уйти в медитацию. Согласно его распоряжению Итигэлова живого следовало поместить в специальный короб из кедрового дерева, и этот короб захоронить на родовом кладбище. «А через 75 лет я вернусь к вам», таковы были последние слова учителя. Он сел в позу лотоса, последний раз взглянул на потрясённых учеников, как бы внеся с собой в вечность лица, прикрыл глаза, опустил голову и погрузился в свою последнюю медитацию. Ему было тогда 75 лет.

А уже через год по всей Советской России против церквей всех конфессий начались массовые репрессии, которые докатились и до Бурятии. Монастыри стирались с лица земли, святыни уничтожались, священнослужители расстреливались, или ссылались в лагеря.

Анинский дацан, как важнейший духовный и научный центр был стёрт с лица земли, а его месте, пол чьей-то больной фантазии устроили скотобойню. Наступали страшные времена. И виденье такого будущего для своего народа стало трагедией для Итигэлова. Сохранились предания, которые монах мог доверить только своим близким ученикам. Итигэлов предвидел и конец этого беззакония. И не случайно определил дату своего возвращения – 2002 год.

И всё это время простые буряты в своих домах тайно сохраняют вещи Итигэлова. И всегда помнят о том, что он завещал вернуть своё тело, когда в стране изменится жизнь. с 1937 по 1945 год в Забайкалье не существовало ни одного разрешённого центра буддистов. Однако учение, укоренившееся в Бурятии за несколько веков, исчезнуть под репрессиями так и не смогло. После великой Отечественной войны буддизму официально разрешили возрождаться. Менялась эпоха, и в это бурное время, наверное, всем было не до умершего в 1927 году пожилого ламы.

Согласно древним традициям, буряты не любят попусту тревожить «хозяина смерти». Перед посещением кладбища они обязательно читают молитвы. И потому можно лишь удивляться той силе, вере и убеждённости монахов, которая заставила их спустя двадцать восемь лет прийти и посмотреть на тело Итигэлова. Ближе к ночи, тайно, несколько посвящённых монахов отправились на кладбище, расположенное на склоне горы. Риск был огромен. О этом никто не должен был знать. Сталин к тому времени уже умер, но все продолжали бояться всевидящего глаза органов. Монахи вскрыли захоронение и были потрясены. Увидели, что тело Итигэлова оказалось совершенно нетронутым тленом. Они это сделали тайком. Как бы то ни было, тайна продолжала сохраняться. При повторном «вскрытие» в 1973 году ламы вновь вскрыли тело Итигэлова, и убедившись в его сохранности вернули в погребение. Похоже, что тогда была засыпана в короб соль, на всякий случай.

Уходили из жизни люди, которые знали детали духовного завещания Итигэлова, его письменного распоряжения не сохранилось. Но в народе помнили главное – Итигэлов должен вернуться через 75 лет.

Страниц: 1 2


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>