Варанаси. Последний переход

Есть город в этой стране, о котором европейцы мало что знают. Однако в этой стране он является священным. И если индус понял, что подходит время завершить его земной путь, то он стремится, что бы это случилось именно здесь. Те, кому не удаётся попасть в этот город при жизни, завещают своим близким, что бы их тела уже после смерти были доставлены в древний Варанаси.

Варанаси один из немногих городов Индии, в котором с такой силой отражена многовековая история индуизма. Жизнь города и сегодня строится полностью на законах и правилах этой древней религии. За время своего существования город имел много названий, берущих своё начало из глубины веков – Варанаси, Каши, Бенарес. Причём все эти названия являются живыми и используются равноправно.

Древние тексты на санскрите хранят множество повествований о строительстве храмов в Варанаси. В каждом из этих храмов воплощена своя религиозная идея. И каждый из них посвящён своему божеству. Поэтому удивительно, что какой-то маленький храм может не посещаться в течении года практически никем. И вдруг о чудо, в один из дней десятки тысяч людей со всех концов Индии приходят именно сюда. В это место и именно тут совершают религиозные обряды. Поэтому Варанаси является древним священным городом, где каждый храм легенда. И ни одно из строений здесь не может быть лишним. Один паломник в течении года каждый день посещал новый храм. По прошествии этого времени он сказал: «До сих пор не обошёл и половины святых мест».

Российский путешественник, этнограф Андрей Евгеньевич Снесарёв, побывавший в Варанаси в конце XIX века  писал: «Если смотреть на город с реки, то он представляет собой панораму дворцов, храмов и мечетей, увенчанных крышами, башенками и минаретами. Эта сказочная панорама тянется по хребту на протяжении пяти вёрст». Расположение храмов и строений отражает этапы становления Варанаси. И человек понимающий может читать его как некий текст.

С древнейших времён паломники тянулись именно сюда, что бы прикоснуться к святыням, легенды которых известны до сих пор по всей индии. Многие из людей прибыли сюда, что бы дождаться своего смертного часа, и совершить таинство перехода в иной мир именно здесь. Для них это имеет особое значение. И сейчас мы можем наблюдать тех, кто годами ждёт рокового момента в этом священном городе на берегу великой реки Ганг. Это время паломники посвящают молитве, медитации и духовному очищению. Им не приходится заботиться о хлебе насущном., так как храмы обеспечивают их и питьём и едой.

На рассвете, от открывающихся видов захватывает дух. Именно в это время становится понятным, почему одно из названий города Каши. В переводе с санскрита это означает «город света». Храмы и места поклонений всё излучает свет и отражается в могучем Ганге. Река отделена от города так называемыми гхатами, большими каменными набережными, которые спускаются к воде. На них тысячи верующих собираются для поклонения божествам. Всего существует более семидесяти гхатов. Каждая, из которых имеет своё из названий и историю. Все они очень разные, на некоторых из них можно не встретить за год ни одного человека. А на соседнем в религиозном экстазе будут петь десятки тысяч людей. Помимо гхатов здесь также расположены храмы и сооружения которые были построены много веков назад. Большинство из них посвящены Великому Шиве. И индусы считают, что Варанаси является его вечной резиденцией на Земле.

Для индусов Шива является главным божеством среди множества других. В понятиях индусов Шива это бог-отец, вселенская душа, которая пребывает в состоянии вечного единства с Вселенной. Шива это совершенное сознание, он не подвержен смерти, поэтому вечен.

Над некоторыми гхатами возвышаются древние большие храмы. В тоже время существует множество мелких храмов. Иногда их размеры настолько малы, что порой они вмещают лишь небольшое изображение того или иного божества. Здесь в Варанаси во многих храмах продолжают тысячелетние традиции религиозного образования. Молодые люди, решившие посвятить себя изучению индуизма, приезжают сюда не только со всех уголков Индии, но из разных стран мира, в том числе из Европы. Студенты изучают древние священные тексты, постигают тысячелетнюю мудрость из уст учителей. Это именно те знания, которые посвящённые передавали из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Уже на рассвете тысячи мужчин и женщин спускаются по гхатам к воде Великого Ганга. Они приносят с собой цветы и дары божествам. Прямо из реки они пьют воду. Эта вода считается святой. Люди наполняют её бутыли, канистры и даже пластиковые пакеты, что бы отвести своим родственникам и друзьям. В Индии такая вода, набранная в Святом Городе, считается особо ценным даром.

Для многочисленных паломников, подолгу живущим в Варанаси, есть два особых гхата – Харишчандра и Маникарника. Именно здесь происходит кремация тех, кто дождался своего часа, и именно здесь они совершают свой последний священный переход. Ведь умереть и быть сожжённым на этой земле считается Великой Благодатью. Отличительной особенностью этих гхатов является то, что они расположены прямо в центре Варанаси. В то время как во всех остальных местах Индии подобные сооружения выведены далеко за пределы городов. Для индусов Варанаси это именно то место, где стоит совершить свой последний переход.


Церемония кремации тел

В основе индуизма лежит понятие реинкарнация. Индусы вверять, что после смерти душа не умирает, что она переселяется в другое тело. В зависимости от того как человек жил, если индус умирает здесь, то ему гарантирована мокша – полное освобождение от чередования смертей и жизней. Именно здесь, на протяжении многих столетий, осуществляют свой переход многие тысячи людей. Они преодолевают сотни и сотни километров, что бы попасть в Варанаси и умереть здесь, и быть сожжёнными именно на этих гхатах

Но есть и те, кому не посчастливилось умереть в Святом Городе. Эти люди стремятся сюда и после своей смерти.  Каждый день на поездах привозят сюда десятки тел людей, умерших вдали от Варанаси. Они завещают завещания родственникам, с просьбой, что бы их тела были сожжены на Маникарнике и Харишчандре. Возможно, именно поэтому в Индии нет кладбищ.

На площадках по сожжению тел можно одновременно наблюдать несколько костров, на которых происходит кремация трупов. Уже более двух с половиной тысяч лет, здесь ежедневно совершается обряд перехода. Огонь, которым разжигают погребальные костры, поддерживается непрерывно на протяжении многих веков. Ему просто не дают погаснуть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

+ 26 = 35