Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » АВИАЦИЯ » Ударный экраноплан «Лунь»

Ударный экраноплан «Лунь»

lunИстребитель авианосцев, как квалифицировали в НАТО советский боевой экраноплан «Лунь». Действительно экранопланы, вооружённые управляемыми ракетами «Москит» могли потопить любое судно, вплоть дол огромного авианосца. При этом обнаружить «лунь» существовавшими на то время радиолокационными средствами не представлялось возможным. Экраноплан двигался на малой высоте непосредственно над водной поверхностью.

Опыт второй Мировой войны показал высокую эффективность скоростных кораблей при нанесении внезапных ударов по противнику и при проведении десантных операций. Впрочем сопротивление воды сильно ограничивало скорость кораблей. Но от водной глади можно оторваться и перемещаться над её поверхностью используя так называемый «экранный эффект». «Экранный эффект» это изменение несущих свойств крыла на малых высотах полёта. При этом увеличение подъёмной силы может достигать 50 %, а рост аэродинамического качества 100 % и более. Аппараты использующие «экранный эффект» называются экранопланами.

В начале 60-х годов в Советском Союзе была принята государственная программа по экранопланам. В 1972 году создали самолёт-амфибию ВВА-14. Строго говоря ВВА-14 экранопланом не являлся. Экранный эффект использовался только для бесконтактного взлёта и посадки. Реализация такого проекта произвела до создания самолёта для безаэродромного базирования со значительно лучшими характеристиками, чем у обычного вертикально взлетающего самолёта. В 1974 году после смерти конструктора Роберта Бартини работы над этими летательными аппаратами были прекращены. Руководство авиационной промышленности было категорически против экранопланов и гидросамолётов. Раз они плавают, размышляли чиновники, пусть ими занимается судостроительная промышленность. Последние тоже были не в восторге заняться летающими аппаратами. В итоге проектирование экранопланов возложили на Центральное Конструкторское Бюро по судам на подводных крыльях. Работы велись в условиях жесточайшей цензуры. Слово «экраноплан» стало секретным. Все изделия именовались как катера. В ЦКБ приступили к постройке нескольких пилотируемых моделей. Испытание проводились на Горьковском водохранилище подальше от любопытных глаз.  На этих машинах обрабатывались основные конструктивные решения и способность моделей выходить на берег, а также перемещаться над земной и ледяной поверхностью. На основе полученного опыта в 1966 году на заводе «Волга» был построен огромный экраноплан длинной почти 100 м. Экраноплан получил название КМ – Корабль макет. Американцы, обнаружившие его позже из космоса, прозвали его «Каспийским монстром». В то время это был самый крупный и тяжёлый летательный аппарат в мире.

Испытание, продолжавшиеся несколько лет показали правильность основных инженерных решений. Государственная комиссия дала высокую оценку экраноплану. Особенно отмечались его мореходные и эксплуатационные качества. При максимальной взлётной массе 544 тонны экраноплан разгонялся до 500 км/час.

Осенью 1972 года специалисты ЦКБ вывели на испытание экраноплан средних размеров. «Орлёнок» проектировался и строился как десантно-транспортное средство. Он предназначался для перевозки колёсной и гусеничной техники, а также живой силы в районы боевых действий.

На испытаниях в морских условиях экраноплан показал хорошие результаты. Военных моряков привлекала эффективность его, как десантного средства. Высокая скорость обеспечивала быстроту переброски войск. Обычные противодесантные заграждения и минные поля для «Орлёнка» не помеха, он просто перелетал через них. При необходимости «Орлёнок» мог лететь на высотах до 6 км.

Вслед за первым «Орлёнком» на воду спустили ещё три экраноплана. Всего было построено 5 «Орлят», хотя первоначально предусматривалось построить около 120 таких машин.

Следующим гигантским экранопланом стал проект 903 «Лунь». В 1985 году «Лунь» свершил свой первый полёт на Каспийском море. Он имел боле высокую экономичность и грузоподъемность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым характеристикам «Лунь» превосходил суда на воздушных подушках и суда на подводных крыльях. Он малозаметен для корабельных радаров, да и в плане живучести он не имел себе равных.

Основным назначением экраноплана авианосных, многоцелевых или ударных групп противника во взаимодействии с другими кораблями. Перед экранопланами открывались радужные перспективы. Но с распадом СССР денег на содержание экранопланов не было. Разработки по этой теме прекратили.

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>