Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » БРОНЕТЕХНИКА » Тяжёлый танк ИС-2

Тяжёлый танк ИС-2

Победив в грандиозных сражениях на Курской дуге, Советская Армия пресекла последнюю попытку немцев захватить стратегическую инициативу. Непрерывно росли силы Красной Армии, укреплялись бронетанковые войска. Если к началу Курской битвы их мощь составляли 9580 танков и самоходных установок, то в конце 1944 года насчитывалось около 11 тысяч боевых машин.

В Берлинской операции участвовало 6,2 тысячи советских танков и СУ.

imagesТанкостроители не только форсировали выпуск техники, но и дали армии новые образцы машин. На смену Т-34/76 пришла тридцатьчетверка с 85-миллиметровой пушкой. Несколько модернизаций претерпел «Клим Ворошилов». И наконец, на фронт стал поступать танк «Иосиф Сталин» — ИС, бывший прямым развитием КВ.

ИС сконструировали в КБ Ж. Котина. По-прежнему ядро этого творческого коллектива составляли такие энергичные и талантливые инженеры, как Н. Духов, А. Ермолаев, Н. Шашмурин. Задание предписывало создать тяжелый танк с более мощным вооружением и лучшим бронированием, чем у KB, но без существенного утяжеления машины.

Потребность в таком танке была вызвана возросшей мощью немецкой противотанковой обороны. Начав «восточный поход с 37-мм пушкой ПТО, слишком слабой в борьбе с Т-34 и KB, гитлеровцы срочно ввели на вооружение орудие калибра 50 мм. А уже в 1943 году нашим танкам пришлось иметь дело с 88-мм пушкой противника. К тому же у врага появились подкалиберные и кумулятивные снаряды с высокой бронепробивной силой.

images2Вторая причина — развитие немецких тяжелых танков. «Тигры» стали поступать в гитлеровские войска осенью 1942 года. При весе в 56 т машина несла 88-мм пушку, снаряд которой покидал ствол со скоростью 773 км/час. Экипаж и агрегаты защищала броня толщиной 100—110 мм.

В августе 1944 года на полях сражений появился новый «тигр» — «королевский». Вот его характеристика: вес — 68 т, 88-мм пушка со стволом длиной в 71 калибр, начальная скорость бронебойного снаряда —1000 м/сек. С дистанции 500 м снаряд пробивал 200-миллиметровый лист стали. Толщина лобовых листов корпуса «королевского тигра» достигала 150, а башни — 185 мм.

Однако бронированные чудовища оказались слишком тяжелыми и малоподвижными машинами Выпустили их немного — 1348 «тигров» и 377 «королевских тигров». С 1943 года основным танком врага стала «пантера». Ее главное оружие — длинноствольная 75-мм пушка. Бронебойный снаряд покидал ее со скоростью в 990 м/сек. Толщина брони доходила до 110 мм.

images3Новому советскому танку — ИС-1 — было что противопоставить фашистской броне. Его оснастили 85-мм пушкой ЗИС-53. Машина весила 44 т и обладала отличной броневой защитой. Заводы недолго выпускали ИС-1. Конструкторы смогли оснастить танк 122-мм орудием. Так возник ИС-2 — самый мощный танк второй мировой войны.

Пушка на ИС-2 в 1,5 раза превосходила по дульной энергии 88-мм пушку «королевского тигра». Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 795 м сек. Кроме орудия и трех пулеметов, на башне открыто устанавливался зенитный пулемет калибра 12,7 мм.,

ИС-2 оставил позади немецких «тигров» по вооружению, скорости, проходимости, запасу хода и надежности, уступая «королевскому» лишь в бронировании.

ИС-2 показал высокую надежность в эксплуатации.

В боях с немецкими тяжелыми танками успех, как правило, был на стороне ИС-2. Немецкое командование запрещало экипажам вступать в открытый бой с нашими танками.

На базе ИС-2 с апреля 1944 года выпускался тяжёлый истребитель танков ИСУ-122, вооружённый 122-мм пушкой А-19С (которая по баллистике идентична Д-25Т, но имеет более габаритные противооткатные устройства и не оснащается дульным тормозом). С сентября того же года на базе ИС-2 параллельно с ИСУ-122 в серийное производство была запущена новая версия самоходки с длинноствольным 122-мм орудием — ИСУ-122С. Её вооружением был самоходный вариант пушки Д-25С, который имел заметные конструктивные отличия от танкового варианта Д-25Т.

Более раннюю самоходку ИСУ-152 рассматривать как машину на базе ИС-2 было бы несколько неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-152 «Объект 241» был построен в октябре 1943 года, когда сам ИС-2 существовал только на стадии прототипа, и ходовая часть для обоих опытных машин (практически полностью у ИС-2, в меньшей степени у ИСУ-152) заимствовалась от предыдущей модели тяжёлого танка ИС-1 (ИС-85).

ИС-2 участвовали в Корейской войне — встречаются упоминания об использовании ИС-2 Народно-освободительной армией Китая, но без каких-либо подробностей. Согласно данным российского исследователя Михаила Барятинского, некоторое количество ИС-2 китайцы передали войскам Вьетнамской народной армии (ВНА), которые применяли их в ходе Индокитайской войне войне Однако западные источники отмечают, что в ходе этой войны ВНА не использовала бронетехнику. Официальная история ВНА не упоминает танки в перечне имевшегося к моменту окончания войны вооружения и техники, а в перечне воинских частей и подразделений, существовавших в тот же период, отсутствуют бронетанковые. Согласно официальным вьетнамским данным, бронетанковые войска ВНА были созданы в 1959 году, а «боевое крещение» получили в 1968 году.

indexСозданием ИС-2 советская промышленность окончательно закрепила свое первенство и превосходство в мировом танкостроении.

 

 

 

 

Общие данные
Боевая масса, т 46
Экипаж, чел 4
Габариты, мм:
длина без пушки 6770
длина с пушкой 9830
ширина 3070
высота 2730
ширина колеи 2420
длина опорной поверхности 4300
база 5690
клиренс 470
Максимальная скорость, км/ч 37
Средняя скорость, км/ч:
по шоссе 22
по грунтовой дороге 17
вне дорог 16
Запас хода, км:
по шоссе 130-150
по грунтовой дороге 120-135
вне дорог 110-125
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град 36
крен, град 30
ширина рва, м 2,5
глубина брода, м 1,3
вертикальная стенка 1
Удельное давление, кг/см2 0,81
Бронирование, мм:
лоб корпуса 120
борт 90
корма 60
крыша 30
днище 20-30
башня 30-100
Вооружение
Пушка Д-25
Калибр, мм 122
Вес, кг 2420
Длина ствола, мм (калибров) 5840 (48)
Число нарезов 44
Угол горизонтальной наводки, град 360
Угол вертикальной наводки, град -3…+20
Мертвое пространство, м 38,4
Боекомплект, выстрелов 28
Масса снаряда, кг:
осколочно-фугасного 25
бронебойного 25
Начальная скорость снаряда 800
Прицельные приспособления 10Т-17, ПТ4-17
Пулеметы ДТ
Калибр, мм 7,62
Количество, шт 3
Боекомплект, патронов (дисков) 2331 (37)
Дополнительное вооружение гранаты Ф-1
Боекомплект, шт 25
Силовая установка
Двигатель В-2ИС
Тип четырехтактный, бескомпрессорный дизель, V-образный
Число цилиндров 12
Угол развала цилиндров, град 60
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход поршня, мм:
левая группа 180
правая группа 186,7
Рабочий объем, л 38,88
Степень сжатия 14-15
Вес двигателя, кг 1000
Мощность (при 2000 об/мин), л.с. 520
Удельный расход на эксплуатационном режиме, г/л.с.·ч:
топлива 170-185
масла 15
Удельная мощность, л.с. 11,3
Система охлаждения водяная, закрытая, с принудительной циркуляцией
Заправочная емкость системы, л:
без обогревателей 85
с обогревателями 100
Водяной насос, тип центробежный
Радиаторы:
тип пластинчато-трубчатые, четырехходовые
количество, шт 2
емкость, л 50
поверхность охлаждения, м2 85
Система смазки, тип циркуляционная, под давлением
Используемое масло:
летом авиамасло МК
зимой авиамасло МЗ
Емкость системы, л:
общая 125
заправочная 105
Количество масляных баков, шт 2
Масляные радиаторы:
тип трубчатые, четырехходовые
количество, шт 2
объем, л 16
поверхность охлаждения, м2 5
Расход масла на эксплуатационном режиме, л:
на 1 км пробега 0,3-0,5
на 1 час работы 3-6
Топливная система
Используемое топливо дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э», ОСТ 8842
Топливные баки:
количество, шт 3
общая емкость, л 520
емкость левого, л 245
емкость правого, л 190
емкость заднего, л 85
Запасные топливные бачки:
количество, шт 3
емкость каждого, л 100
Система пуска инерционный стартер или воздухопуск
Трансмиссия
Главный фрикцион, тип многодисковый, сухой
Материал трущихся поверхностей сталь по ферродо
Количество дисков:
ведущних 3
ведомых 4
Коробка перемены передач, тип четырехходовая, восьмискоростная с демультипликатором
Число передач, вперед/назад 8/2
Вес КПП, кг 740
Механизм поворота, тип двуступенчатый, планетарный с блокировочным фрикционом
Количество, шт 2
Фрикцион планетарного механизма поворота, тип многодисковый, сухой
Материал трущихся поверхностей сталь по стали
Малый торомоз, тип ленточный, плавающий, самотормозящий
Остановочный тормоз, тип ленточный, плавающий, самотормозящий
Вес ПМП, кг 150
Бортовые передачи, тип двуступенчатые с планетарным рядом
Количество, шт 2
Вес бортовой передачи, кг 520
Ходовая часть
Расположение ведущих колес заднее
Расположение направляющих колес переднее
Зацепление цевочное
Гусеничная цепь, тип мелкозвенчатая
Число траков 86
Ширина трака, мм 650
Вес гусеничной цепи, кг 2000
Ведущие колеса, тип литые, в двумя съемными зубчатыми венцами
Вес ведущего колеса, кг 356
Направляющие колеса, тип литые
Вес направляющего колеса, кг 290
Опорные катки, тип литые
Количество, шт 12
Вес катка, кг 290
Поддерживающие катки, тип литые
Количество, шт 6
Вес катка, кг 95
Подвеска, тип независимая, торсионная
Количество торсионных валов 12
Электрооборудование
Система проводки однопроводная
Напряжение в сети, В 12, 24
Аккумуляторные батареи:
марка 6-СТЭ-128
тип кислотные
количество, шт 2
емкость одной батареи, А·ч 128
способ соединения батарей последовательное
Электрогенератор:
марка ГТ-4563А
тип шунтовой
мощность, Вт 1000
напряжение, В 24
максимальная сила тока, А 40
Средства связи
Радиостанция 10-Р или 10-РК
Тип приемо-передающая, симплексная, телефонно-телеграфная
Дальность действия, км:
на ходу до 25
на стоянке до 40
Внутреннее переговорное усторойство ТПУ-4-бис-Ф
Сигнальные флажки, комплектов 1

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>