Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » ФЛОТ » Тяжлый крейсер «Киев»

Тяжлый крейсер «Киев»

На авиационном параде в Тушино летом 1967 года тысячи людей увидели необычный летательный аппарат. Самолёт Як-36 без разбега вертикально поднялся в небо. Сделав несколько проходов, самолёт так же вертикально приземлился. Этот самолёт раскрывал неописуемые возможности в военной авиации. Однако представители ВВС  отказались от создания этого штурмовика. По характеристикам самолёт значительно уступал существующим самолётам. Но к штурмовику интерес проявили моряки. Руководство флота по достоинство оценило возможность вертикального взлёта и посадки данного самолёта. В итоге решили кардинально переработать Як-36 и создать новый корабельный штурмовик. Одновременно начались работы над проектом авианесущего корабля.

В апреле 1970 год был утверждён эскизный проект корабля под шифром «Кречет». Через два месяца на стапеле Черноморского судостроительного завода заложили первый советский авианесущий крейсер. Он получил название «Киев».

В послевоенные годы в противостоянии надводных кораблей и подводных лодок перевес смещался в сторону последних. С одной стороны уровень шума атомных подводных лодок существенно уменьшался. С другой стороны шум двигателей противолодочных кораблей не позволял обнаруживать подводные лодки. В 50-х годах началась разработка корабельного вертолёта нового поколения. Его основной задачей была именно борьба с подводными лодками противника. Параллельно шло проектирование кораблей с групповым базированием вертолётов.

kreyser_KievНовый проект под названием 1143 предусматривал эксплуатацию корабельных штурмовиков. Головной корабль получил название «Киев». Строительство крейсера началось в июне 1970 года, параллельно велись наземные испытания самолёта Як-38. Морские испытания проводились на дооборудованном крейсере «Москва». Первый взлёт с палубы крейсера «Москва» состоялся 18 ноября 1972 года. В декабре 1972 года крейсер «Киев» торжественно спустили на воду. Завершение испытаний и доработок корабля закончилось летом 1975 года. К тому времени корабль по новой классификации он именовался авианесущим крейсером. На корабле использовалось до 20 штурмовиков Як-38 или до 20 противолодочных вертолётов Ка-25. В состав авиаотряда входило два вертолёта спасательной службы. Все 22 летательных аппаратов могли быть размещены в закрытом ангаре. Подъём и спуск машин осуществлялся двумя подъёмниками. Привод и посадку летательных аппаратов на корабль, а также ближнюю навигацию обеспечивала система «Привод СВ».

В противовоздушную оборону корабля входили два универсальных ЗРК «Шторм». Два ЗРК «Оса-М», Два артиллерийских комплексов калибра 76 мм. И четыре комплекса 30 мм. Трёхкоординатные помехозащищённые радиолокационные станции «Восход» и «Фрегат» обнаруживали воздушные и надводные цели. Боевая информационная машина «Алея-2» обеспечивала сбор, автоматическую обработку информации и управлением оружием корабля. Гидроакустические комплексы вели поиск подводных лодок противника.

Противолодочный ракетный комплекс «Вихрь», два торпедных аппарата и две реактивные бомбомётные установки «РБУ-6000», обеспечивали уничтожение подводных лодок.

Энергетическая установка суммарной мощностью 180 тыс. лошадиных сил позволяла развивать скорость до 30 узлов. Экипаж корабля насчитывал 1362 человека.

«Киев» внешне походил на авианосец, по существу «Киев» синтезировал в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и противолодочного вертолётоносца. В дальнейшем количество летательных аппаратов увеличилось до 36. Это было связано с оптимизацией размещение машин в подпалубном ангаре. В состав авиакрыла теперь входило 16 штурмовиков Як-38, 18 противолодочных вертолётов Ка-25 и два вертолёта спасателя.

В 1976 году «Киев» совершил первый переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. Крейсер неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. В 1985 году крейсер находился у берегов Алжира, там экипаж узнал о награждении корабля орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года. Всего было построено 4 авианесущих крейсера этой серии. Создание кораблей типа «Киев» ознаменовало новый этап советского военного кораблестроения.

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>