Танк Т-80

Т-80 основной боевой танк, состоящий на вооружении российской армии. В этой машине необыкновенная мощь сочетается с превосходной скоростью и высокой манёвренностью. Своими уникальными характеристиками танк во много обязан применённому на нём газотурбинному двигателю. Т-80 стал первым в мире танком с подобной силовой установкой.

Совремённый танк это сочетание боевой мощи, скорости и защищённости. Конструкторы бронетехники постоянно ищут новые решения для улучшения боевых машин по всем направлениям. К началу 50-х годов в авиастроении газотурбинные двигатели практически полностью вытеснили поршневые двигатели. Вполне логично, что конструкторы танков не могли удержаться от соблазна применить подобные двигатели в своих разработках. Новый тип силовой установки был весьма перспективным. По сравнению с дизельными и бензиновыми двигателями газотурбинный двигатель обладал большей мощностью. Это позволяло резко повысить скоростные и разгонные характеристики боевых машин, улучшить управление танком.

Многие танковые конструкторские бюро стали прорабатывать эту тематику. В середине 50-х в КБ Ленинградского «Кировского» завода, под руководством Николая Попова проходили работы по созданию газотурбинных двигателей для тяжёлых танков. Проект получил обозначение «Объект № 278». Правда, от тяжёлых танков в Советском Союзе вскоре отказались. И работы как по новому танку, так и по новому двигателю в 1960 году были прекращены. Спустя почти десять лет на вооружении Советской Армии приняли основной танк Т-64А. И в дальнейшем его планировали строить на всех танковых заводах.

В том же году министерство обороны приняло решение разработать варианты танка Т-64А с другими двигателями. Вот тут и вспомнили о разработках Ленинградского «Кировского» завода. Этому предприятию поручили создать вариант танка с газотурбиной силовой установкой. К проектированию привлекли Сергея Изотова. К тому времени под его руководством уже были сконструированы отличные двигатели для вертолётов Ми-2 и Ми-8. Наработки по этим силовым установкам применили и при создании нового двигателя для танка.

В 1960 году первый опытный образец вышел на испытание. Машина имела обозначение «Объект № 219». Это и был будущий Т-80. Практически сразу выявилась серьёзная проблема. Ходовая часть машины не справлялась с возросшей скоростью. Дело в том, что новый двигатель оказался очень мощным. И от больших нагрузок разрушались катки и траки гусениц. Конструкторы решили доработать ходовую часть. Установили гусеницы с обрезиненной беговой дорожкой для опорных катков. Сами катки имели широкие резиновые бандажи. В результате вибрации уменьшились, плавность хода возросла. К тому же снизился и уровень ходовой части.

Испытания проходили в различных климатических условиях и в 40-ка градусный мороз и при жаре + 50 градусов. Во время испытательных пробегов в пустынях Средней Азии выявилась ещё одна проблема. Внутри двигателя оседала пыль, что губительно сказывалось на его работе. По результатам испытаний была улучшена система воздухоочистки. Также на двигатель установили специальное устройство, которое периодически встряхивало турбину двигателя. Высокочастотные колебания препятствовали прилипанию пылевых частиц к лопаткам. Через специальные форсунки двигатель продувался струёй сжатого воздуха. В июле 1976 года Т-80 приняли на вооружение. Он стал первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателём.

В конструкции Т-80 были использованы отработанные на практике элементы танка Т-64А. Гладкоствольная пушка калибра 125 мм. Могла поразить цель на расстоянии свыше двух километров. Как и танк Т-64 оборудовался механизмом заряжания. Это позволило отказаться от заряжающего и дало возможность сократить размеры боевого отделения.

Броневая защита танка представляла собой многослойные бронированные преграды из стали и керамики. Такая броня обеспечивала неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых пушек.

С принятием на вооружение у Советской Армии появилось целых три основных танка. По боевым характеристикам они мало чем отличались друг от друга. Различны были их силовые установки. Газотурбинный двигатель танка Т-80 уступал своим дизельным собратьям только в экономичности. Мощная силовая установка обеспечивала машине хорошие разгонные характеристики. Уникальная ходовая часть позволяла передвигаться с большими скоростями даже в условиях бездорожья. Газотурбинный двигатель можно легко запустить даже при самых низких температурах. Что в условиях зимы значительно повышало боеспособность танковых подразделений.

Важным достоинством такой силовой установки явилось её многотопливность. Она могла работать практически на любом виде топлива. Газотурбинный двигатель был поистине всеяден. Ещё одна немаловажная деталь и силовая установка, и ходовая часть были малошумными. Это давало танку скрытно выдвигаться на позиции. Правда по запасу хода и топливной экономичности этот танк уступал своим дизельным конкурентам. К тому же машина была очень дорогой в производстве. Но у танка Т-80 были очень высокие покровители. Созданием новой машины лично курировал Дмитрий Устинов. В те годы он возглавлял отдел оборонной промышленности при ЦК КПСС. Работы по модернизации танка велись постоянно. Установка комплекса управляемого вооружения значительно повысило её огневую мощь. Теперь Т-80 мог стрелять ракетами через ствол пушки, поражая неподвижные, движущиеся и малоразмерные цели на дальности до пяти километров. Увеличили и броневую защиту. Впервые в мире на танк установили элементы встроенной динамической защиты. Она способна была противостоять кумулятивным снарядам. Такая защита прикрывает более 50 % поверхности, носа, бортов и крыши танка. По мощности броневой защиты Т-80 стал превосходить большинство зарубежных танков. Также машина получила более мощный            двигатель.

Этот усовершенствованный вариант танка получил обозначение Т-80У. В Харькове был разработан дизельный вариант танка Т-80УД. Сделано это было для того, что бы снизить стоимость производства. В 1983 году танк Т-80У произвёл настоящий фурор на выставке в Абу-даби. Эта машина будто невесомая носилась по танкодрому, лихо прыгала с трамплинов, порой пролетая в воздухе более десяти метров. За такие головокружительные прыжки Т-80У получил прозвище летающий танк.

В танке Т-80 нашли свои отражения лучшие традиции советского танкостроения. В этой машине обеспечены оптимальные габаритные весовые характеристики, достигнуты высокие показатели огневой мощи. Сегодня в российских вооружённых силах продолжает нести службу около 5000 танков Т-80 различных модификаций.

Общие данные
Масса танка в боевом снаряжении, т42+2%
Экипаж, чел.3
Основные размеры, мм
длина с пушкой вперёд9656
длина с пушкой назад9595
длина корпуса (по грязевым щиткам)6982
длина опорной поверхности4279
Ширина танка:
по съёмным щиткам3589
по гусеницам3380
ширина колеи2800
Высота танка (по крыше башни)2193
Высота танка с зенитной установкой2915
Клиренс (по основному днищу)451
Вооружение
Пушка, типгладкоствольная
МаркаД-81
Калибр, мм125
Заряжаниеавтоматическое
Боевая скорострельность, выстр./мин7-8
Ипользуемые снаряды, типбронебойный подкалиберный, кумулятивный, осколочно-фугасный
Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью прищела-дальномера ТПД-К1, м:
бронебойно-подкалиберным снарядом4000
кумулятивным снарядом4000
осколочно-фугасным снарядом5000
Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня, м10000
Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью ночного прицела ТПН3-49, м:
в активном режиме1300
в пассивном режиме850
Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м, м:
бронебойным подкалиберным снарядом2100
кумулятивным снарядом1010
Углы обстрела, град:
угол возвышения при выключеном стабилизаторе+14
угол снижения при выключеном стабилизаторе:
на нос-5
на корму-4
горизонтальный360
Высота линии огня, мм1678
Спопоб производства выстрелагальванозапалом, электроударным механизмом, механическим спуском вручную
Спаренный пулемёт, маркаПКТ
Калибр, мм7,62
Наибольшая прицельная дальность, м1800
Скорострельность (практическая), выстр./миндо 250
Питаниеленточное
Способ производства выстреладистанционный электроспуск
Масса, кг10,5
Зенитно-пулемётная установка, типавтономная открытая
Управлениеручное
Зенитный пулемёт, маркаНСВТ-12,7
Калибр, мм12,7
Наибольшая прицельная дальность стрельбы по целям, м:
воздушным1500
наземным2000
Темп стрельбы, выстр./мин680-800
Углы обстрела, град:
горизонтальный (с обводом антенны)360
угол возвышения+75
угол снижения-5
Питаниеленточное
Способ производства выстреларучной
Масса, кг25
Дополнительное вооружениеавтомат АКМС, сигнальный пистолет, ручные гранаты Ф-1
Боекомплект пушки, выстрелов40
Патронов, шт:
к пулемёту ПКТ2000
к пулемёту НСВТ300
к автомату АКМС300
к сигнальному пистолету12
Ручных гранат Ф-1, шт10
Тип пушечных выстреловраздельного заряжания с частично сгорающей гильзой
Масса пушечного выстрела, кг:
с бронебойным подкалиберным снарядом19,7
с кумулятивным снарядом29
с осколочно-фугасным снарядом33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

− 2 = 2