Танк Т-64

В начале 50- годов XX столетия, коллективы ведущих конструкторских бюро Советского Союза, приступили к разработкам второго, послевоенного поколения. Вооружённым силам был необходимый танк, способный выжить в условиях применения на поле боя ядерного оружия и противотанковых управляемых ракет. А также эффективно бороться с танками и другими огневыми средствами противника. И к середине 60-х годов такой танк был создан в Харьковском конструкторском бюро, под руководством генерального конструктора Александра Морозова, одного из создателей прославленной «тридцатьчетверки», и танков Т-44, Т-54 и их модификаций. Т-64 был принципиально новый танк «объект 432».

Если до появления Т-34 развитие шло по пути модернизации, то в Т-64 новым было практически всё. И двигатель, и ходовая часть, и вооружение. Более того впервые в мировом танкостроении конструкторы применили комбинированную броню и автоматическое заряжание.

Завеса секретности, скрывавшая Т-64 в годы его массового выпуска, а скрывать было что первенства таким машинам как Т-72, который экспортировался во многие страны мира, а немного позже и танку Т-80. Более отсутствие достоверной информации о машине родило массу слухов и небылиц относительно его достоинств и недостатков, которые Т-64 конечно имел, как имеет любой танк, включая и последние совремённые танки.

Применение революционных идей, при создании Т-64 во много предопределило насторожённость к танку в войсках. Личный состав не готов был эксплуатировать новую, во многих отношениях, машину. Т-64 был подобный появлению реактивных самолётов в авиации. Нужны были новые знания, организация, и методика подготовки танкистов. Поначалу часто ломались двигатели и некоторые системы электрооборудования. На долгие годы детище Морозова разделило советских танкистов на сторонников и противников революционных идей в танкостроении. Особенно много было нареканий к ходовой части машины. Противники Т-64 не воспринимали её всерьёз, считая её слабой и ненадёжной. Действительно внешний вид ходовой не внушал доверия старым танкистам, которые привыкли за десятилетие к мощным литым тракам и большим опорным каткам. Немногие тогда понимали, что подвеска, скопированная в 30-х годах с танка Кристи, уже отжила своё. Появление оригинальной ходовой части на Т-64 было в первую очередь обусловлено не новыми требованиями к подвижности боевой машины, а указаниями, тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущова, который запретил строить тяжёлые танки. А масса средних танков была строго ограничена 36 тоннами. Многие источники того времени повествуют, что ходовая часть танка Т-64 была слабоватая для машины такой массы, и такой защищённости. Но нужно понимать, что конструктор был загнан в очень жёсткие рамки. Это сделать машину с противоснарядным бронированием, в тоже время машину быстроходную, при массе всего 36 тонн. И борьба шла практически за каждый килограмм веса. Поэтому Морозов пошёл на то, что бы сделать такую «ажурную» ходовую часть, с небольшими опорными катками, и при этом вложится в те технические характеристики, которые ему были заданы. И он эту задачу выполнил.

tank t-64

Но Александр Морозов смог решить и много других задач. Новая гусеница обеспечивает машине лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость машины по пересечённой местности. В войсках Т-64 даже прозвали «королём грязи». Машина без труда пробивалась в таких местах, где Т-62, Т-72 и даже Т-80 садились на брюхо. Разборная гусеница, появившееся на Т-64 обеспечивает лучшее сцепление с грунтом, и лучшую управляемость машины, особенно на мёрзлых грунтах. Кроме того резко повысились движения во время маршей, а механики водители стали меньше уставать.

Применения на Т-64 гидроприводов системы управления и сразу двух бортовых планетарных коробок передач, привело к тому, что управлять новой машиной стало значительно проще, чем на Т-55 или даже Т-62, более того не сложнее чем обычным легковым автомобилем.

Постепенно приходил опыт эксплуатации, и положение в войсках с Т-64 стало выправляться. Боевая учёба шла полным ходом. С 1976 года машины стали поступать на вооружение соединений советских войск в Германии. Техника поставлялась как новая с Харьковского завода, так из частей и военных округов, которые дислоцировались на территории Советского Союза. Переброска шла с применением всех мер маскировки. И вот первые полковые и дивизионные учения на территории ГДР. Для потенциальных противников это был настоящий шок.

Бояться вероятным противникам было чего. В то время Запад не имел ничего подобного в своём арсенале. Танки США, Германии, Великобритании и Франции уступали Т-64 по всем основным показателям. И по огневой мощи, и по защищённости, и по подвижности. 125 мм гладкоствольная пушка против 105 мм у «Леопардов», комбинированное противоснарядное бронирование, автоматическое заряжание, и самый низкий в мире силуэт. Смотришь на Т-64, и не верится, что данная машина скрывает в себе огромный потенциал. Кстати по плотности компоновки с Т-64 не сможет сравнится ни одна машина мира. А первый подобный механизм заряжания на «западных» танках появился только 25 лет спустя – на французских танках. Именно Т-64 стал тем переходным танком, который определил новую классификацию боевых машин – основной танк. По массе он на уровне среднего, по защищённости и бронированию как тяжёлый, а по подвижности лучше лёгких.

Очень часто от танкистов можно было услышать ласковое название «моя ласточка». Да и относились они к своим машинам как к живым существам.

Сейчас на смену Т-64 приходит новое поколение машин, но практически все они своим появлением обязаны Т-64. И чтобы не говорили противники этой машины, Т-64 стал после Т-34 ещё поистине уникальным танком, который создал гений Александр Морозов. Правоту идей конструктора подтвердило время. Комбинированная броня, автоматическое заряжание, трансмиссия, гидроуправление, ходовая часть, всё это с минимальными изменениями перешло на современные танки. Да и внешне не каждый отличит «шестьдесятчетвёрку» от современных Т-80 и Т-90, которые уверенно идут по пути, проложенному для них революционным Т-64.

Тактико-технические характеристики

№№ п.п.Наименование характеристикиНаименование и индексЕдиница измеренияТ-64Т-64А(1969 г.)Т-64АК
1Тип танка  среднийсреднийкомандирский
2Экипаж чел.333
3Орудие115 мм Д-68 (2А21)шт.1  
125 мм Д81Т(2А26) 11
125 мм Д81ТМ (2А46)   
4Курсовой пулемет         7,62 мм ПКТ (6П7)шт.111
5Зенитный пулемет12,7 мм НСВТ «Утес»(6П17)шт.   
6Комплекс управляемого ракетного вооружения9К112 «Кобра»к-т   
7Система пуска дымовых ракет902Б«Туча-2″к-т   
8Боекомплект115 мм шт.37  
125 мм шт. 3738
9М112шт.   
12,7 ммшт.   
7,62 ммшт.200020001000
дымовые ракетышт.   
9Угол горизонтального обстрела градус360°360°360°
10Угол возвышения градус14°14°14°
11Угол снижения в переднем секторе обстрела градус
12Максимальная эффективная дальность стрельбыПодкалибернымм250025002500
ПТУР   
13 Начальная скорость полета снарядаКумулятивнымм/с905905905
14Система управления огнем     
15Механизм заряжания пушки  ЭЦЭЦ-10ЭЦ-10
16Прицел — дальномер  Оптический ТПД-43БОптический ТПД-2-1Оптический ТПД-2-49
17Блок разрешения выстрела     
18Баллистический вычислитель     
19Датчик ветра     
20Датчик крена     
21Ночной прицел  ТПН-1-432ТПН-1-43АТПН-1-49-23
22Зенитный прицел     
23Командирский наблюдательный приборПерескопический комбинированный ТКН-3ТКН-3ТКН-3
24Артиллерийская буссольПАБ-2АМшт.  1
25ГирополукомпасГПК — 59 11 
26Навигационная аппаратура ТНА-3   1
27Радиостанция   Р-123 Р-123 Р-123М Р-130М
28Переговорное устройство   Р-124 Р-124 Р-124
29Боевая масса т363838
30Средняя удельное давление на грунт  кг/см² 0,8150,830,83
31Длина по корпусу  мм642865406540
32Ширина мм341534153415
33Высота по верхнему срезу башни мм216421702170
34Ширина колеи мм273027302730
35Дорожный просвет мм500500500
36Скорость максимальная км/ч6560,560,5
37Запас хода по топливу км 550-650 500-600 500-600
38Запас хода с использованием дополнительных бочек км 700700
39Максимальная толщина бронибашня мм 90-150-90 150-150-40 150-150-40
лоб 80-105-20 80-105-20 80-105-20
борт808080
40Количество контейнеров динамической защиты шт.   
41Мощность двигателя 5ТДФ л.с.700700700
42Колейный минный трал КТМ-6шт.  1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

+ 3 = 9