Танк Т-64

tank t-64-2В начале 50- годов XX столетия, коллективы ведущих конструкторских бюро Советского Союза, приступили к разработкам второго, послевоенного поколения. Вооружённым силам был необходимый танк, способный выжить в условиях применения на поле боя ядерного оружия и противотанковых управляемых ракет. А также эффективно бороться с танками и другими огневыми средствами противника. И к середине 60-х годов такой танк был создан в Харьковском конструкторском бюро, под руководством генерального конструктора Александра Морозова, одного из создателей прославленной «тридцатьчетверки», и танков Т-44, Т-54 и их модификаций. Т-64 был принципиально новый танк «объект 432».

Если до появления Т-34 развитие шло по пути модернизации, то в Т-64 новым было практически всё. И двигатель, и ходовая часть, и вооружение. Более того впервые в мировом танкостроении конструкторы применили комбинированную броню и автоматическое заряжание.

Завеса секретности, скрывавшая Т-64 в годы его массового выпуска, а скрывать было что первенства таким машинам как Т-72, который экспортировался во многие страны мира, а немного позже и танку Т-80. Более отсутствие достоверной информации о машине родило массу слухов и небылиц относительно его достоинств и недостатков, которые Т-64 конечно имел, как имеет любой танк, включая и последние совремённые танки.

Применение революционных идей, при создании Т-64 во много предопределило насторожённость к танку в войсках. Личный состав не готов был эксплуатировать новую, во многих отношениях, машину. Т-64 был подобный появлению реактивных самолётов в авиации. Нужны были новые знания, организация, и методика подготовки танкистов. Поначалу часто ломались двигатели и некоторые системы электрооборудования. На долгие годы детище Морозова разделило советских танкистов на сторонников и противников революционных идей в танкостроении. Особенно много было нареканий к ходовой части машины. Противники Т-64 не воспринимали её всерьёз, считая её слабой и ненадёжной. Действительно внешний вид ходовой не внушал доверия старым танкистам, которые привыкли за десятилетие к мощным литым тракам и большим опорным каткам. Немногие тогда понимали, что подвеска, скопированная в 30-х годах с танка Кристи, уже отжила своё. Появление оригинальной ходовой части на Т-64 было в первую очередь обусловлено не новыми требованиями к подвижности боевой машины, а указаниями, тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущова, который запретил строить тяжёлые танки. А масса средних танков была строго ограничена 36 тоннами. Многие источники того времени повествуют, что ходовая часть танка Т-64 была слабоватая для машины такой массы, и такой защищённости. Но нужно понимать, что конструктор был загнан в очень жёсткие рамки. Это сделать машину с противоснарядным бронированием, в тоже время машину быстроходную, при массе всего 36 тонн. И борьба шла практически за каждый килограмм веса. Поэтому Морозов пошёл на то, что бы сделать такую «ажурную» ходовую часть, с небольшими опорными катками, и при этом вложится в те технические характеристики, которые ему были заданы. И он эту задачу выполнил.

tank t-64Но Александр Морозов смог решить и много других задач. Новая гусеница обеспечивает машине лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость машины по пересечённой местности. В войсках Т-64 даже прозвали «королём грязи». Машина без труда пробивалась в таких местах, где Т-62, Т-72 и даже Т-80 садились на брюхо. Разборная гусеница, появившееся на Т-64 обеспечивает лучшее сцепление с грунтом, и лучшую управляемость машины, особенно на мёрзлых грунтах. Кроме того резко повысились движения во время маршей, а механики водители стали меньше уставать.

Применения на Т-64 гидроприводов системы управления и сразу двух бортовых планетарных коробок передач, привело к тому, что управлять новой машиной стало значительно проще, чем на Т-55 или даже Т-62, более того не сложнее чем обычным легковым автомобилем.

Постепенно приходил опыт эксплуатации, и положение в войсках с Т-64 стало выправляться. Боевая учёба шла полным ходом. С 1976 года машины стали поступать на вооружение соединений советских войск в Германии. Техника поставлялась как новая с Харьковского завода, так из частей и военных округов, которые дислоцировались на территории Советского Союза. Переброска шла с применением всех мер маскировки. И вот первые полковые и дивизионные учения на территории ГДР. Для потенциальных противников это был настоящий шок.

Бояться вероятным противникам было чего. В то время Запад не имел ничего подобного в своём арсенале. Танки США, Германии, Великобритании и Франции уступали Т-64 по всем основным показателям. И по огневой мощи, и по защищённости, и по подвижности. 125 мм гладкоствольная пушка против 105 мм у «Леопардов», комбинированное противоснарядное бронирование, автоматическое заряжание, и самый низкий в мире силуэт. Смотришь на Т-64, и не верится, что данная машина скрывает в себе огромный потенциал. Кстати по плотности компоновки с Т-64 не сможет сравнится ни одна машина мира. А первый подобный механизм заряжания на «западных» танках появился только 25 лет спустя – на французских танках. Именно Т-64 стал тем переходным танком, который определил новую классификацию боевых машин – основной танк. По массе он на уровне среднего, по защищённости и бронированию как тяжёлый, а по подвижности лучше лёгких.

Очень часто от танкистов можно было услышать ласковое название «моя ласточка». Да и относились они к своим машинам как к живым существам.

Сейчас на смену Т-64 приходит новое поколение машин, но практически все они своим появлением обязаны Т-64. И чтобы не говорили противники этой машины, Т-64 стал после Т-34 ещё поистине уникальным танком, который создал гений Александр Морозов. Правоту идей конструктора подтвердило время. Комбинированная броня, автоматическое заряжание, трансмиссия, гидроуправление, ходовая часть, всё это с минимальными изменениями перешло на современные танки. Да и внешне не каждый отличит «шестьдесятчетвёрку» от современных Т-80 и Т-90, которые уверенно идут по пути, проложенному для них революционным Т-64.

Тактико-технические характеристики  

№№ п.п. Наименование характеристики Наименование и индекс Единица измерения Т-64 Т-64А

(1969 г.)

Т-64АК
1 Тип танка     средний средний командирский
2 Экипаж   чел. 3 3 3
3 Орудие 115 мм Д-68 (2А21) шт. 1    
125 мм Д81Т(2А26)   1 1
125 мм Д81ТМ (2А46)      
4 Курсовой пулемет          7,62 мм ПКТ (6П7) шт. 1 1 1
5 Зенитный пулемет 12,7 мм НСВТ «Утес»(6П17) шт.      
6 Комплекс управляемого ракетного вооружения 9К112 «Кобра» к-т      
7 Система пуска дымовых ракет 902Б«Туча-2″ к-т      
8 Боекомплект 115 мм шт. 37    
125 мм шт.   37 38
9М112 шт.      
12,7 мм шт.      
7,62 мм шт. 2000 2000 1000
дымовые ракеты шт.      
9 Угол горизонтального обстрела   градус 360° 360° 360°
10 Угол возвышения   градус 14° 14° 14°
11 Угол снижения в переднем секторе обстрела   градус 6° 6° 6°
12 Максимальная эффективная дальность стрельбы Подкалиберным м 2500 2500 2500
ПТУР      
13 Начальная скорость полета снаряда Кумулятивным м/с 905 905 905
14 Система управления огнем          
15 Механизм заряжания пушки     ЭЦ ЭЦ-10 ЭЦ-10
16 Прицел — дальномер     Оптический ТПД-43Б Оптический ТПД-2-1 Оптический ТПД-2-49
17 Блок разрешения выстрела          
18 Баллистический вычислитель          
19 Датчик ветра          
20 Датчик крена          
21 Ночной прицел     ТПН-1-432 ТПН-1-43А ТПН-1-49-23
22 Зенитный прицел          
23 Командирский наблюдательный прибор Перескопический комбинированный   ТКН-3 ТКН-3 ТКН-3
24 Артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ шт.     1
25 Гирополукомпас ГПК — 59   1 1  
26 Навигационная аппаратура ТНА-3       1
27 Радиостанция     Р-123 Р-123 Р-123М Р-130М
28 Переговорное устройство     Р-124 Р-124 Р-124
29 Боевая масса   т 36 38 38
30 Средняя удельное давление на грунт   кг/см² 0,815 0,83 0,83
31 Длина по корпусу   мм 6428 6540 6540
32 Ширина   мм 3415 3415 3415
33 Высота по верхнему срезу башни   мм 2164 2170 2170
34 Ширина колеи   мм 2730 2730 2730
35 Дорожный просвет   мм 500 500 500
36 Скорость максимальная   км/ч 65 60,5 60,5
37 Запас хода по топливу   км 550-650 500-600 500-600
38 Запас хода с использованием дополнительных бочек   км   700 700
39 Максимальная толщина брони башня мм 90-150-90 150-150-40 150-150-40
лоб 80-105-20 80-105-20 80-105-20
борт 80 80 80
40 Количество контейнеров динамической защиты   шт.      
41 Мощность двигателя 5ТДФ   л.с. 700 700 700
42 Колейный минный трал КТМ-6 шт.     1
Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Один комментарий к Танк Т-64

  1. Эти танки по сей день стоят на вооружении многих стран

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>