Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » БРОНЕТЕХНИКА » Тяжёлый танк КВ-2

Тяжёлый танк КВ-2

По нашим танкам в упор била немецкая тяжелая артиллерия. Броня моей тяжелой машины обстрел выдерживала очень хорошо. Помнится, когда мы подошли к немецкому переднему краю, раздался сильнейший удар, и от брони посыпались искры — снаряд угодил в башню; когда же после боя мы осмотрели танк, то нашли на башне небольшую вмятину. Всего танк принял на себя двенадцать ударов, некоторые из этих ударов были действенные». Так вспоминает о событиях июля 1941 года бывший комиссар 4-й танковой бригады М. Ф. Бойко. Боевой машиной ветерана войны был танк КВ.

KB — «Клим Ворошилов», — по существу, первый в мире серийный тяжелый танк. Прежние машины, хотя и отличались устрашающими размерами, обладали по меньшей мере одним общим недостатком — слабой броней. Она защищала только от пуль.

kv-2-1940_04kv-2-1940_05Опыт гражданской войны в Испании показал: самый страшный противник танка — малокалиберные автоматические пушки. Их 20—37-миллиметровые снаряды без труда пронизывали тонкие листы стали. Поэтому в предвидении грядущей войны в нашей стране началась разработка новых средних и тяжелых танков с мощной защитой.

Во всех видах вооружения всегда было своего рода «разделение труда», боевой арсенал состоял из оружия разных типов. То же самое и в танковых войсках. Массовый средний танк совмещал в себе важнейшие свойства боевой машины: маневренность, огневую мощь, хорошее бронирование. Он универсален, способен действовать самостоятельно и сопровождать пехоту.

kv-2-1940_07 kv-2-1940_08Тем не менее нужна машина, чьи вооружение и броня могли бы прикрыть средние танки при прорыве мощных укреплений противника.

Созданием тяжелых машин занималось КБ, руководимое Ж. Котиным. В коллективе были такие специалисты, как Н. Духов, А. Ермолаев, Н. Шамшурин, Л. Сычев и др.

Инженерам пришлось решать не только принципиальные проектировочные задачи. Очень многое зависело от технологии. Как изготовить толстые броневые листы, а потом скрепить их, чтобы получить башню оптимальной формы? Заклепки или болты для этой цели не годились. Нужно было научиться сваривать толстые листы стали, а еще лучше — отливать основные элементы корпуса и башни.

Весной 1937 года был готов первый экспериментальный танк Т-46-5 с противоснарядным бронированием. Он весил 28 т и нес 60-миллиметровую броню, выдерживавшую обстрел из противотанковой пушки калибра 37 мм. Машина получилась не очень удачной, но при работе над ней конструкторы накопили опыт, а заводы освоили технологию производства толстой брони.

Вслед за Т-46-5 в 1939 году из цехов вышли двухбашенные Т-100 и СМК. Толщина брони достигала 60 мм. Впервые на тяжелых танках инженеры применили торсионную подвеску.

К тому времени в КБ придерживались мнения, что тяжелый танк с мощной броней и усиленным вооружением должен быть однобашенным. Ж. Котин и его коллектив сумели обосновать и отстоять эту точку зрения. В феврале 1939 года началось проектирование KB, а в сентябре танк уже проходил заводские испытания. 19 декабря Главный Военный Совет вынес решение принять KB на вооружение Красной Армии.

Войсковые испытания прошли прямо на фронте — шла советско-финская война. В феврале 1940 года несколько KB впервые участвовали в прорыве финских укреплений. Толстая броня полностью защищала машины от огня противника.

В боях проявилось явное превосходство КВ. Толщина брони достигала 75 мм. Могучим оружием была 76,2-миллиметровая пушка со стволом длиною в 30,5 калибра. Серьезными достоинствами оказались мощный дизельный мотор В-2, форсированный до 600 л.с., независимая подвеска катков, широкие гусеницы.

В феврале 1940 года заводы приступили к серийному выпуску КВ-1. Одновременно началось производство КВ-2 — машины с 152-милли-метровой гаубицей.

В начале 1941 года КВ-1 получил новую пушку (калибр 76,2 мм, длина ствола 41,6 калибра). Толщину лобовой брони довели до 100 мм, а самое главное — танк нес семитонную литую башню. Вес машины возрос с 43,5 до 47,5 т.

В 1940 году наша промышленность выпустила 243, а в первом полугодии 1941 года 393 танка КВ-1 и КВ-2. На 22 июня 1941 года в западных военных округах их насчитывалось 508.

КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, нес то же вооружение и уступал в скорости и подвижности. Ни одно танковое орудие врага не могло пробить броню КВ.

В ходе боевых действий выявилось, что нужно увеличить подвижность KB и усовершенствовать ряд конструктивных элементов. Во второй половине 1942 года танк модернизировали. Новая модель, получившая обозначение КВ-1 С, весила 42,5 т. Машина уменьшилась в размерах и несла более тонкую броню. В КБ вновь сконструировали главный фрикцион и коробку передач, усовершенствовали систему охлаждения и смазки. Скорость возросла до 42 км/час.

И наконец, последняя модификация KB — модель КВ-85, выпускавшаяся с осени 1943 года. На этом танке установили литую башню с большей толщиной брони (100 мм) и 85-миллиметровую пушку. Вес, естественно, снова увеличился до 46 т. Число членов экипажа сократилось до четырех, а количество пулеметов до двух. Скорость осталась прежней.

KB показал себя удачной конструкцией тяжелой машины. Ему принадлежала инициатива в танковых сражениях.

Немцы избегали встреч с советским танком. Исключительная прочность его корпуса позволяла советским экипажам вести успешные боевые действия против вражеских «тигров». До конца 1942 года он оставался сильнейшим танком мира. Развитием KB были еще более мощные танки серии ИС.

Общие данные КВ-2
Экипаж, чел 6
Длина, мм 6675
Ширина, мм 3320
Высота, мм 3240
Колея, мм 2620
Клиренс, мм 430
Длина опорной поверхности, мм 4400
Бронирование/угол наклона броневых листов, мм/град:
лоб корпуса (верхний лист) 75/30
лоб корпуса (средний лист) 40/65
лоб корпуса (нижний лист) 75/30
борт корпуса 75/0
корма (верхний лист) 60/50
корма (нижний лист) 70/0…90
днище (передняя часть) 40
днище (задняя часть) 30
крыша корпуса 30, 40
лоб башни 75
борт башни 75
корма башни 75
крыша башни 40
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 36
спуск, град 36
ширина рва, м 2,7
вертикальная стенка, м 1,2
глубина брода, м 1,6
Скорость, км/ч:
средняя по дорогам 20
максимальная 32
Запас хода, км 150
Вооружение
Орудие гаубица М-10
Калибр, мм 152
Угол возвышения, град 12
Угол склонения, град: -5
Боекомплект, снарядов 36
Угол обстрела курсового пулемёта по горизонту, град 30
Угол возвышения курсового пулемёта, град 15
Угол склонения курсового пулемёта, град: -5
Угол обстрела хвостового пулемёта по горизонту, град 30
Угол возвышения хвостового пулемёта, град 15
Угол склонения хвостового пулемёта, град: -15
Боекомплект, патронов (дисков) 2394 (38) или 3087 (49)
Силовая установка
Двигатель дизель В-2К, V-образный
Число цилиндров 12
Угол развала цилиндров, град 60
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход поршня, мм:
левый ряд 180
правый ряд 186,7
Рабочий объём цилиндров, л 38,88
Степень сжатия 15-15,8
Мощность, л.с.:
номинальная (1950 об/мин) 550
эксплуатационная (1900 об/мин) 500
максимальная (2000 об/мин) 600
Минимальные устойчивые обороты на холостом ходу, об/мин 650
Максимальные обороты, об/мин 2200
Топливная система
Используемое топливо дизельное ДТ, газойль марки «Э»
Топливных баков, шт 3
Ёмкость баков, л:
общая 600-615
передний левый бак 135-140
передний правый бак 230-235
задний правый бак 235-240
Система смазки
Тип циркуляционная под давлением
Используемые масла авиамасла «МК», «МС», «МЗС»
Запас масла, л 55
Масляных радиаторов, шт 2
Удельный расход масла на эксплуатационном режиме, г/л.с. 15
Система охлаждения
Тип водяное, принудительное
Тип водяного насоса центробежный
Тип радиаторов трубчатые
Число радиаторов, шт 2
Система пуска
Тип электростартера СМТ-4628
Количество, шт 2
Воздухопуск 2 баллона
Трансмиссия
Главный фрикцион
Тип многодисковый, сухой
Материал трущихся поверхностей феррадо по стали
Коробка перемены передач
Тип трехходовая, с поперечным расположением валов
Число передач, вперёд/назад 5/1
Бортовые фрикционы с тормозами
Тип многодисковые, сухие
Материал трущихся поверхностей сталь по стали
Тип тормозов ленточные, плавающие
Фрикционный материал тормозов феррадо
Бортовые передачи
Тип планетарная
Ходовая часть
Гусеничная цепь
Тип зацепления цевочное
Число траков 87-90
Ширина трака, мм 700
Ведущие колёса
Расположение сзади
Тип зубчатые, с 2-мя съёмными венцами
Число зубьев каждого венца 16
Направляющие колёса
Расположение спереди
Тип двойные, со стальным ободом
Тип натяжного приспособления кривошипный с винтом
Опорные катки
Число катков на борт, шт 6
Тип с внутренней амортизацией и стальным ободом
Поддерживающие катки
Число катков на борт, шт 3
Тип двойные, с резиновым бандажем
Подвеска
Тип независимая, торсионная
Число торсионных валов 12
Электрооборудование
Аккумуляторные батареи
Число, шт 4
Тип 6-СТЭ-144
Ёмкость каждой батареи, А·ч 144
Напряжение каждой батареи, В 12
Общая ёмкость, А·ч 288
Напряжение в сети, В 24
Тип соединения батарей последовательно-параллельное
Генератор
Тип ГТ-4563А
Мощность, Вт 1000
Напряжение, В 25
Рабочее напряжение в сети, В 24
Средства связи
Радиостанция 71-ТК-3
Внутренне переговорное устройство ТПУ-4

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


2 Комментария к Тяжёлый танк КВ-2

  1. Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом.

  2. BOGI EGIPTA smotret online polnostyu v horoshem kachestve besplatno 720

    Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>