Home » КЛУБ ЗНАЙКИ » ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ » Тайна золота Колчака

Тайна золота Колчака

kolchak16 декабря 1967 года. Берег озера Байкал. Местные службы спасения в поисках двух рабочих, железнодорожных обходчиков. Несколько дней назад их отправили чинить пути на полузаброшенной ветке. В тоннеле № 5, на рельсах, находят растерзанные  тела. Нет сомнений – их переехал поезд. Хотя все знают, из депо уже целый месяц из депо не выходит ни один локомотив. Жители полустанка не сомневаются, убийца поезд призрак, пропавший в 1920 году. Именно так страшно напоминает он о себе, появляясь в одном из 38 тоннелей. Но есть и другое мнение, путейцев убил не поезд – их убило золото.

Февраль 1920 года, в России полыхает Гражданская война. По  Байкальской железной дороге мчится поезд, в вагонах половина золотого запаса Империи, захваченного армией Колчака в Казане. Сам адмирал Колчак, ежё недавно командующий всеми войсками белой Сибири, уже не распоряжается царской казной. Бывший Верховный правитель России в Иркутской тюрьме, в камере № 5. Через несколько дней его казнят без суда. 11 февраля, на рассвете, около 5 часов утра, на пути следования «Золотого эшелона», красные партизаны минируют часть скалы. Как только поезд показывается из тоннеля, происходит взрыв, огромный валун, оторвавшийся от скалы, падает перед паровозом. Страшный удар, вагоны с драгоценным грузом катятся с обрыва. И легко, как яичную скорлупу проламывают толстый лёд. Двести тонн золота навсегда уходят в бездну Байкала.

У этой железнодорожной катастрофы будет множество свидетелей, но все данные о нахождении поезда исчезнут мистическим поездом. Крушение «Золотого эшелона» станет одной из самых таинственных загадок XX века.

С 1922 по 1932 года, органы ОГПУ активно вели поиски утерянного золота, было опрошено множество свидетелей, но большую  часть золота так найти не удалось. Двести тонн золота, почти столько намыли старатели за сто лет «Золотой лихорадки» в Клондайке. Кто знает, если удалось достать клад со дна Байкала сразу, возможно судьба молодой Советской Республики сложилась по-другому. Не было бы голода тридцатых годов, индустриализация прошла бы без такого надрыва человеческих сил. Но увы, все попытки найти золото претерпят неудачу, за девяносто лет поезд с золотом превратится в настоящий призрак.

Сентябрь 2009 года, информационные агентства России вдруг взрываются сенсационной новостью, научная экспедиция на Байкале вдруг вышла на золото Колчака. По версии гидронавтов, на дне озера в железнодорожных вагонах времён Гражданской войны находится тот самый клад, который так безуспешно ищут уже почти целый век. А начиналось всё так, после нескольких лет безнадёжных поисков, в архивах времён гражданской войны, гидронавты находят упоминание о золоте. Находят там, где никто не ожидал.

Чехословацкий корпус формируется в сентябре 1917 года из чешских, словацких военнопленных и эмигрантов, для участия на германском фронте. Но повоевать с немцами белочехам не доведётся – в России революция. Именно белочехи сыграют роковую роль в истории царского золота.

Точное место крушения поезда неизвестно, но чудом сохранившиеся несколько страниц протоколов допросов белочехов, позволяют историкам обозначить «географию» поисков. Они считают «Золотой поезд» находится под водой на перегоне от станции Слюдянка до порта Байкал. Это 120 километров или четыре часа пути на мотовозе. 14 февраля 1920 года первая советская комиссия по расследованию крушения поезда установит – у красноармейцев не было задачи сталкивать поезд в озеро. Требовалось остановить озеро и захватить золото. Место для засады было выбрано идеально, на участке чуть более ста километров 38 тоннелей, но тоннель, то и сыграет злую шутку с нападавшими. У машиниста не будет шансов увидеть из темноты засаду, и он не успеет затормозить.

Здесь, на озере Байкал, почти у каждого жителя есть своя карта клада. Некоторые жители считают, что паровоз утонул на 87 километре. Но это оптический обман, все его видят по весне на 87 километре, но стоит нырнуть, как он сразу исчезает, как призрак. Все старожилы Байкала знают, золото Колчака проклято. И первый испытает на себе проклятие золота сам адмирал, Александр Васильевич Колчак.

Блестящий флотоводец, боевой офицер, ему придётся взвалить на себя этот непосильный крест – отвечать за золото империи. Август 1918 года, части Народной армии, под руководством подполковника Каппеля и при поддержке чехословацкого корпуса, после долгих и кровопролитных боёв возьмут штурмом Казань. Сразу после захвата Казани подполковник Капель шлёт срочную телеграмму: «Седьмого августа, частями Самарского отряда Народной армии и чехословаками, совместно с нашей боевой флотилией, Казань взята. Трофеи не поддаются подсчёту. Захвачен золотой запас России». Отсюда и начинается, запутанная, полная загадок и  мистических поворотов история золота Колчака.

Накануне Первой Мировой Войны, в 1914 году в России самый большой золотой запас в мире. В имперском банке России хранится 1240 тонн золота. В 1915 году, из-за угрозы оккупации Петрограда немецкими войсками, золотой запас был разделён на две части, и эвакуирован в Нижний Новгород и Казань. И вот теперь, в годы Гражданской войны, под усиленной охранной белочехов, золото доставят в Омск, в ставку Верховного Правителя России. Адмирал Колчак, за доблесть, проявленную за взятие Казани, и захвате золотого запаса Российской империи возведёт подполковника Каппеля в чин генерал-майора, и вынесет отдельную благодарность чехословацкому корпусу.

Тогда Александр Васильевич Колчак ещё не знал, что белочехи его предадут, а золото попытаются вывезти за пределы России. Но подрыв эшелона на Кругобайкальской железной дороге повернёт эту историю по-другому.

Есть уникальные письменные свидетельства очевидцев о падении золотого эшелона в озеро Байкал. В районе 121 километра Кругобайкальской железной дороги, по мнению очевидцев в 1920 году в Байкал рухнул поезд с золотом. Как ни будут «чекисты» засекретить поиски царского золота, утечка информации всё же произойдёт. В краеведческих изысканиях слюдянского машиниста Пуляева окажется удивительный факт, что не только в начале XXI века были попытки глубоководных поисков затонушего золота.

Лето 1949 года. В районе Ушканьих островов, недалеко у полуострова Святой Нос, со стороны бурятского берега можно было наблюдать невероятное зрелище. Ранним утром 11 июня испод воды появился перископ, потом показалась рубка, затем в крейсерское положение всплыла подводная лодка. Это была субмарина класса «Щука», модернизированная для поиска «Золотого эшелона» на дне озера Байкал. Экспедиция проходит под грифом совершено секретно, курирует проект лично глава НКВД Берия.

Подводную лодку привозят на Байкал по железной дороге частями, собирают на одном из режимных заводов в Улан-Удэ ночью. Однако секретная экспедиция завершится драматически, всплытие будет аварийным. Экипаж покинет тонущий корабль из-за нештатной ситуации – пожара в одном из отсеков. За 90 лет поиска погибнет много людей, не найдя и крупицы золота. Но однажды случится событие, которое подтвердит, что на дне озера есть золото. И именно в том месте, в своё время был найден слиток золота с банковскими печатями и бутылка с золотым песком.

С тех пор, как в 1920 году поезд рухнет в Байкал, нескольким счастливчикам всё таки повезёт, и они найдут пару золотых слитков, те которые выпадут из вагонов на берег во время крушения.

Этой историей пугают всех заезжих кладоискателей, она могла произойти в начале зимы 1967 года. Бригада рабочих ремонтировала путь после камнепада. Железнодорожники меняли шпалы, разболтанные костыли, и затягивали планки на соединительных планках. Двое путейцев, не заметили, как в азарте работы ушли далеко вперёд. Вдруг слева от дороги, что-то блеснуло. В глаза бросился прямоугольный брусок, на жёлтом металле оттиск двуглавого орла – герб Российской империи. Вероятно, не желая делить золото с бригадой, рабочие уйдут в горы. По одной из версий, спустя несколько суток два изуродованных тела найдут в тоннеле № 5. Загадочная гибель от поезда-призрака.

Однако незадолго до того, как эшелон упадёт в Байкал и превратится в фантом, реальные люди в военной форме со знаками отличия чехословацкого корпуса всё-таки похитят часть золотого запаса. «Легиобанк» один из богатейших банков довоенной Чехословакии, создан по странному стечению обстоятельств, как раз вскоре после возвращения чешских легионеров на родину. Ещё одно совпадение, один из учредителей банка поручик Франтишек Шип, бывший начальник финансов чехословацкого корпуса в Сибири.

Страниц: 1 2


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


2 Комментария к Тайна золота Колчака

  1. Козлова Анна

    Чехословацкая дружина была основана в августе 1914, а в ноябре уже участвовала в схватках с немцами. Были серьезные бои у Зборова, Бахмача. Сражались в рядах Дружины добровольцы-чехи из Киева, Москвы, Одессы, поданные Российской Империи.И только позже, гораздо позже там появились пленные из Австро-Венгрии.Исторические факты требуют точности и аккуратности.

  2. Козлова Анна

    Добавлю, что 33 рубля вручили не Жанену, а Яну Сыровы-чеху.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>