Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » АВИАЦИЯ » Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22

tu-22После второй мировой войны авиация сменила поршневые двигатели на реактивные. Истребители перешли скорость звука, покоряя всё новые и новые рубежи. Такие перехватчики могли догнать и уничтожить любой из бомбардировщиков, которым звуковой барьер недоступен. Попытки создать сверхзвуковой бомбардировщик предпринимали многие авиационные державы.

И вот 11 ноября 1956 года совершил свой первый взлёт В-58. Уже через месяц он разогнался быстрее скорости звука, став первым в мире сверхзвуковым бомбардировщиком. Первым но не единственным. Те самые годы КБ Туполева разрабатывало свой проект сверхзвукового бомбардировщика, который в дальнейшем получил название Ту-22.

Предварительное проектирование советского сверхзвукового бомбардировщика было закончено в конце 1955 года. Проект получил обозначение «Самолёт 105». Экипаж состоял из трёх человек – лётчика, штурмана и стрелка-радиста. Экипаж располагался на катапультируемых креслах. Катапультирование осуществлялось в низ, что ограничивало минимальную высоту катапультирования.

Постройка первого самолета по проекту 105 началась в ноябре 1955 года и закончилась в декабре 1957 года. 21 июня 1958 года самолёт Ту-22 совершил свой первый полёт. Из-за ряда серьёзных недостатков испытание прервали. Непосредственной причиной стала вынужденная посадка с невыпущенной первой передней стойкой шасси. Самолёт был повреждён и более не восстанавливался.

«Туполевское» КБ сосредоточило внимание над вторым улучшенным прототипом опытным самолётом 105-А. В сентябре 1959 года эта машина впервые оторвалась от земли. Во время полёта самолёт показал свой сложный и противоречивый характер. Сразу после взлёта начиналась раскачка самолёта. Что бы устранить этот недостаток была улучшена система управления. Эта система дорабатывалась на основании информации, на основании полётов и во время исследований на аналоговом стенде.

В советских ВВС за свой длинный нос самолёт получил кличку «шило». На начале проектирования, оборудование нового самолёта было позаимствовано у бомбардировщика Ту-16. В бомбардировочном комплексе было применено много нововведений. Среди них мощная бортовая РЛС, радиолокационные бомбардировочные прицелы, звёздно-солнечный распылитель и ещё ряд уникальных устройств и приборов.

Для сокращения длины разбега на Ту-22 могли применяться пороховые ускорители. Проблему увеличения дальности полёта решили за счёт введения системы дозаправки топливом в полёте. Начиная с 1965 года, все серийные самолёты Ту-22 оснащались системой дозаправки. При полётах более 4 часов экипажу выдавался боевой паёк в тюбиках.  Точно такие же тюбики входили в комплект питания космических кораблей «Восток».

Для эксплуатации Ту-22 требовались бетонные аэродромы с длиной полосы не менее 3000 метров. Посадка самолёта осуществлялась на большой скорости – 320 км/час. Посадки усложнялись ещё тем, что лётчик сидел левее оси самолёта. И при боковом ветре штанга заправки закрывала собой полосу. Во время взлёта двигатели выводились на форсажный режим. При страгивании с места ощущался сильный толчок. Оторвавшись от полосы он интенсивно набирал скорость и высоту.

Самолёт выпускался в нескольких модификациях. Бомбардировочный вариант получил обозначение Ту-22Б. Бомбовая нагрузка составляла 9 тонн.

Самая массовая модификация это разведчик Ту-22Р. Он практически был идентичен бомбардировочному варианту. Он отличался фотооборудованием, установленным в носовой части и в бомбоотсеке.

Учебно-тренировочный самолёт Ту-22У отличался дополнительной кабиной инструктора. Она устанавливалась позади кабины пилота на месте стрелка-радиста.

Ракетоносный вариант Ту-22К был оснащён сверхзвуковой ракетой большой дальности Х-22.Основной задачей ракетоносца это совершение удара по авианосным группировкам. При атаке морских или наземных целей ракета Х-22 набирала высоту 27 километров и пикировала на цель. Максимальная дальность поражения 550 км.

Ту-22П оборудовался системами радиоэлектронной разведки и радиоэлектронного противодействия. Задача самолётов этой модификации заключалась в обнаружении авианосных группировок противника.

Ту-22 экспортировался в Ливию и Ирак, где принимал участие в боевых действиях. Ту-22 ограниченно использовался в качестве поддержки во время ведения боевых действий в Афганистане. В составе дальней авиации и в составе ВМФ находились в эксплуатации до первой половины 90-х годов. Всего было построено около 300 самолётов различных модификаций. На смену Ту-22 пришёл более современный Ту-22М. Почти одинаковое обозначение может ввести в заблуждение. Но Ту-22М это принципиально иной самолёт и у него совершенно другая история.

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>