Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » ФЛОТ » Сторожевой корабль типа «Шторм»

Сторожевой корабль типа «Шторм»

shtorm_01В октябре 1917 года, за несколько дней до Великой Октябрьской революции, в классификацию кораблей русского флота был дополнительно включен новый класс — сторожевые корабли. Однако стремительный поворот политических событий, который привел к независимости Финляндии, смешал все планы, и первые 12 сторожевых кораблей, строившихся на финских верфях, так и не вошли в строй русского флота, Этот класс боевых кораблей появился в ходе первой мировой войны. Подводная опасность, неизмеримо расширившая круг обязанностей, возлагаемых на эсминцы, поставила вопрос о создании менее крупных и менее дорогостоящих кораблей, которые могли бы обуздать разбой германских подлодок. Англия начала лихорадочно строить свои знаменитые «Пи-ботс» — патрульные корабли водоизмещением 573 т, со скоростью хода 22 узла. Вооруженные одной 100-мм пушкой, двумя двухфунтовыми орудиями, глубинными бомбами, стальным бивнем и 2 торпедными трубами, они неплохо справлялись со своими обязанностями. В США срочно готовили к спуску на воду 60 примерно таких же кораблей типа «Игл».

В 1925 году Советское правительство принимают решение о постройке подводных лодок и первых сторожевых кораблей для советского флота.

Предназначенные для несения эскадренного охранения, дозора и разведки, для отыскания и уничтожения подводных лодок, для борьбы с авиацией и для выполнения функций эскадренных быстроходных тральщиков, эти небольшие корабли водоизмещением всего в 400 т должны были нести мощное вооружение: два 100-мм орудия, четыре 37-мм зенитные пушки, зенитный пулемет, трехтрубный торпедный аппарат, параван, тральные лебедки, глубинные бомбы.

Проектирование сторожевых кораблей типа «Шторм» поручили тому же конструкторскому бюро, которое создало лидер типа «Ленинград» и эсминец типа «Гневный». Сначала предполагалось в качестве главных механизмов установить дизели. Однако проработка различных вариантов показала, что тихоходные дизели слишком тяжелы, а подходящие быстроходные еще не были освоены советской промышленностью. Возникла идея смешанной установки: для больших скоростей — паровые турбины, для экономического хода — дизели. Но выяснилось, что такой вариант дает слишком малые преимущества ценой значительного усложнения силовой установки. Окончательный выбор пал на паровую турбину. Уточнился и несколько изменился состав вооружения.

Сейчас, вспоминая прошлое, даже трудно поверить, что сравнительно немногочисленному конструкторскому коллективу, не имеющему за плечами большого опыта, удалось спроектировать весь корабль целиком, от киля до клотика. И что самое удивительное, спроектированная силовая установка корабля получилась рекордно легкой (удельный вес около 7 кг/л. с.) и вполне надежной.

По сути дела, неполадки были только с главными турбинами, у которых на первых порах случались поломки рабочих лопаток. Устранение этих неполадок дало ценный практический опыт на будущее. Оказывается, каждая лопатка подобна натянутой струне. И как у струны, у нее есть собственная частота колебаний. Когда турбина работает, на лопатку действуют импульсные силы. Их частота меняется в широких пределах в зависимости от хода корабля, и практически невозможно гарантировать, что колебания лопатки не попадут в резонанс с возмущающими силами.

Когда хотят приглушить звучание струн, их прижимают к грифу. То же самое можно сделать и с вибрирующими лопатками. Между ними пропускается проволока. В одном месте она припаивается к лопаткам, в другом — свободно пропускается через отверстия в них. В результате лопатки по 5—6 штук связываются в пакеты. Когда какой-нибудь пакет начинает сильно вибрировать, проволока прижимается к лопаткам, и колебания затихают. Таким образом, в отличие от струн турбинные лопатки хороши, когда они расстроены. Опыт пошел впрок, и на следующих кораблях таких неполадок больше не случалось.

Сторожевые корабли типа «Шторм» оказались весьма удачными представителями своего класса. Достаточно сказать, что по боевым качествам они превосходили корветы, спешно строившиеся англичанами накануне второй мировой войны для сопровождения конвоев в прибрежных водах.

У сторожевых кораблей типа «Шторм» была высокая остойчивость и вследствие этого очень стремительная качка. Матросы, послужив на сторожевиках, становились настоящими морскими волками. И когда за «Штормом» последовали однотипные «Шквал», «Ураган», «Тайфун», «Гроза», их в шутку прозвали «дивизионом плохой погоды».

К сожалению, сторожевых кораблей типа «Шторм» было построено сравнительно немного. В своих воспоминаниях бывший нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Кузнецов пишет о войне: «Кроме тральщиков, не хватало и кораблей противолодочной обороны (ПЛО), и специальных сторожевых кораблей (СКР). С огорчением перечитываешь сейчас строки старого документа: «БТЩ «Крамбол» занял место в дозоре». Не от хорошей жизни приходилось посылать вместо СКР тральщики».

Великая Отечественная война подтвердила ценность сторожевиков, С первого до последнего дня войны маленькие ладные корабли несли нелегкую боевую службу: охотились и уничтожали вражеские подводные лодки, ставили минные заграждения, высаживали десанты в тыл противника, подвозили продовольствие, боеприпасы и горючее в осажденные города, эвакуировали раненых и гражданское население, совершали набеги на ближние коммуникации противника, эскортировали транспортные суда.

 

Сторожевые корабли тип: «Шторм»

Страна

СССР

Изготовители

Северная судостроительная верфь Ленинград; Николаевский судостроительный завод

Годы постройки

1927—1935

В строю

Разобраны на металл

Основные характеристики

Водоизмещение

465,3÷619 тонн (в зависимости от серии и периода эксплуатации)

Длина

71,5 м (наибольшая)

Ширина

7,4 м

Осадка

2,3 м; 2,8 м (в зависимости от серии и периода эксплуатации)

Двигатели

2 турбозубчатых агрегата (котлотурбинная ГЭУ)

Мощность

наибольшая:
7040 л. с. («Ураган»);
6290 л. с. («Метель»)

Движитель

2 четырёхлопастных винта с обтекателем

Скорость хода

проектная — 26 узлов;
фактическая — 24÷23 узла;
экономичная — 14 узлов

Дальность плавания

1200 миль при экономическом ходе 14 узлов

Экипаж

108 человек

Вооружение

Артиллерия

2 × 1 — 102-мм

Зенитная артиллерия

4 × 1 — 45-мм;
(позже 3 × 1 — 37-мм);
3 × 1 — 12,7-мм пулемёта (состав изменялся)

Минно-торпедное вооружение

Трёхтрубный 450-мм торпедный аппарат,
2 бомбомёта;
до 48 мин;
30 глубинных бомб;
параванный трал

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Один комментарий к Сторожевой корабль типа «Шторм»

  1. авиатор

    Хороший однако катерок получился

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>