Home » КЛУБ ЗНАЙКИ » ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ » Роботы прошлых веков

Роботы прошлых веков

Двести лет назад Европа переживала увлечение «автоматами» — так тогда называли механические устройства, копирующие некоторые действия людей и животных. Особенно широкую известность приобрели утка французского механика Жака Вокансона и турок-шахматист Фаркаша Кемпелена, венгра, подвизавшегося при австрийском королевском дворе. Утка вела себя крайне непринужденно: она деловито топталась, крякала, хлопала крыльями, пила воду, клевала зерно, ну и… разумеется, отправляла свои естественные надобности. Демонстратору приходилось то и дело вытирать запачканную подставку тряпкой, дабы не оскорблять вкусы просвещенной публики.

Кукла-шахматист, в чалме, с длинной восточной трубкой, молчаливо вызывала любого желающего на состязание. С ней сражались Наполеон, Екатерина II и прусский король Фридрих II. Нельзя сказать, что кукла играла блестяще, но средних игроков она обычно побеждала.

Оба автомата не сохранились: утка погибла при пожаре на Нижегородской ярмарке, а турок сгорел в 1854 году вместе с «Китайским музеем» — одним из увеселительных заведений американского города Филадельфии.

Однако гравюры, изображающие эти замечательные игрушки, можно увидеть и сейчас. По ним можно восстановить не только внешний вид, но и многие детали уникальных механизмов. Так, на разрезе утки Вокансона показаны глотка, пищевод, какой-то моторчик с двумя цилиндрами, очевидно пневматический, вентилятор для засасывания воздуха, несколько зубчатых передач и длинный петлистый кишечник.

Другой рисунок изображает турка и его секрет. Оказывается, внутри шкафчика, на который клали шахматную доску, сидел карлик. Он, видимо, смотрел на доску через зеркальный перископ и приводил в движение куклу посредством сложной системы рычагов.

Обе картинки много раз воспроизводились в книгах по истории автоматики и сомнений не вызывали: ну, действительно, раз современники утверждали, что куклы так устроены, значит, правда, а не какие-нибудь позднейшие домыслы.

Впрочем, в домыслах недостатка не было. Вот, например, как описывается конец карьеры шахматного автомата в книге Н. Кобринского и В. Пекелиса «Быстрее мысли»: «Однажды во время демонстрации автомата в Филадельфии в городе начался большой пожар. При криках «пожар!» пришла в замешательство и машина — движения куклы стали вдруг беспорядочными. Вскоре ящик открылся… и вылез человек небольшого роста… Кемпелену и его преемникам на редкость везло: им удавалось находить превосходных шахматных игроков маленького роста и при этом неизвестных в шахматном мире».

А знаменитый фокусник-иллюзионист Жан-Этьен Робер-Уден сообщает, что загадочным шахматистом был некто Боровский, он участвовал в одном из восстаний в Польше и в бою лишился ног. Когда он осмелился обыграть Екатерину II, разъяренная императрица приказала взломать шкафчик, оттуда вытащили несчастного калеку — и так раскрылась тайна.

Нелепость этих сведений легко доказать простейшими расчетами. Высота отделения шкафчика, где якобы скрывался Боровский, известна — 80 см. Чтобы как-то поместиться в тайнике, игрок должен быть ростом не более 60 см. Если даже такой феноменальный карлик и нашелся, непонятно, как он умудрялся сохранять спортивную форму с 1769 по 1854 год — ни мало ни много 85 лет подряд.

Страниц: 1 2


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>