Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » АРТИЛЕРИЯ » Полевая пушка БС-3

Полевая пушка БС-3

indexВесной 1943 гола, когда на полях сражений в массовом количестве стали появляться гитлеровские «тигры», «пантеры», «фердинанды», — вспоминает известный артиллерийский конструктор В. Грабин, — я в записке на имя Верховного Главнокомандующего предложил, наряду с возобновлением производства 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, создать «новое орудие — 100-мм противотанковую пушку с мощным снарядом.

Почему мы остановились на новом для наземной артиллерии калибре 100 мм, а не на уже существующих 85- и 107-мм орудиях? Выбор был не случаен. Мы считали, что необходимо орудие, дульная энергия которого была бы раза в полтора больше чем у 107-мм пушки образца 1940 года. А 100-мм орудия давно и успешно применялась на флоте, для них был разработан унитарный патрон, в то время как у 107-мм пушки было раздельное заряжение. Наличие выстрела, освоенного в производстве, сыграло решающую роль, так как отработка его занимает очень много времени. А времени у нас было мало…

Конструкцию морской пушки мы заимствовать не могли: она слишком громоздка и тяжела. Требования высокой мощности, подвижности, легкости, компактности, высокой скорострельности повлекли за собой ряд новшеств. Прежде всего понадобился дульный тормоз высокой эффективности. Применяемый ранее щелевой тормоз имел эффективность 25—30%. Для 100-мм пушки пришлось разработать конструкцию двухкаморного тормоза с эффективностью 60%. Для повышения скорострельности применили клиновой полуавтоматический затвор. Компоновку орудия поручили ведущему конструктору А, Хворостину.

imagesКонтуры орудия начали вырисовываться на ватмане в майские праздники 1943 года. В несколько дней был реализован творческий задел, сложившийся на основе долгих размышлений, мучительных поисков, изучение боевого опыта и анализа лучших артиллерийских конструкций мира. Ствол и полуавтоматический затвор спроектировал И. Грибань, противооткатные устройства и гидропневматический уравновешивающий механизм — Ф. Калеганов, люльку литой конструкции — Б. Ласман, равнопрочный верхний станок — В. Шишкин. Тяжело решался вопрос с выбором колеса. КБ обычно применяло для орудий автомобильные колеса грузовых машин ГАЗ-АА и ЗИС-5, но для новой пушки они не подходили. Следующей машиной была пятитонка ЯАЗ. Однако ее колесо оказалось чересчур тяжелым и большим. Тогда родилась идея поставить спасенные колеса от ГАЗ-АА, позволившие вписаться в заданный вес и габариты.

Спустя месяц рабочие чертежи были отправлена в производство, а еще через пять месяцев из ворот завода вышел первый опытный образец знаменитой БС-3 — пушки, предназначенной для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами, для борьбы с артиллерией, для подавления дальних целей, для уничтожения огневых средств пехоты и живой силы противника.

«Три конструктивные особенности отличают БС-3 от ранее разработанных отечественных систем, — рассказывает лауреат Государственной премии А, Хворостин. — Это торсионная подвеска, гидропневматический уравновешивающий механизм и лафет, выполненный по схеме обращенного опорного треугольника. Выбор торсионной подвески и гидропневматического уравновешивающего механизма был обусловлен требованиями легкости и компактности узлов, а изменение схемы лафета заметно снижало нагрузку на станины при стрельбе на максимальных углах поворота верхнего станка. Если в обычных схемах лафета каждую станину рассчитывали на 2/3 силы отдачи орудия, то в новой схеме сила, действующая на станину при любом угле горизонтальной наводки, не превышала 1/2 силы отдачи, Кроме того, новая схема упрощала оборудование боевой позиции,

Благодаря всем этим новинкам БС-3 выделялась на редкость высоким коэффициентом использования металла. Это значит, что в ее конструкции удалось достигнуть наиболее совершенною сочетания могущества и подвижности».

Испытывала БС-3 комиссия под председательством генерала Пачихина — представителя командующего артиллерией Советской Армии. По свидетельству В. Грабина, одним из самых интересных моментов была стрельба по танку «тигр». Мелом на башне танка начертили крест. Наводчик получил исходные данныe и с 1500 м произвел выстрел. Подойдя к танку, все убедились: снаряд попал почти в крест и пробил броню. После этого испытания продолжались по заданной программе, и комиссия рекомендовала орудие на вооружение.

Испытания БС-З натолкнули на новый метод борьбы с тяжелыми танками. Как-то на полигоне с дистанции 1500 м был произведен выстрел по трофейному «фердинанду». И хотя, как и ожидалось, снаряд не пробил 200-мм лобовую броню самоходки ее орудие и комплекс управления вышли из строя. БС-3 оказалась способной эффективно бороться с танками и самоходками противника на дистанциях, превышающих дальность прямого выстрела. В этом случае, как показал опыт, экипаж вражеских машин поражался осколками брони, откалывавшимися от корпуса из-за громадных перенапряжений, возникающих в металле в момент удара снаряда о броню. Живая сила, которую снаряд сохранял на этих дальностях, была достаточна, чтобы согнуть, искорежить броню.

images1В августе 1944 года, когда БС-3 начала поступать на фронт, война уже близилась к завершению, поэтому опыт боевого применения этого орудия ограничен Тем не менее БС-3 п0 праву занимает почетное место в ряду орудий Великой Отечественной войны, ибо в ней были заложены идеи, получившие широкое распространение в артиллерийских конструкциях послевоенного периода.

 Характеристики

Масса 3650 кг
Дальность прямого выстрела 1080 м
Максимальная дальность стрельбы 20650 м
Калибр 100 мм
Начальная скорость снаряда 900 м/с
Скорострельность 8-10 выстр./мин.
Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>