Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » ФЛОТ » Подводная лодка типа «М» серия XII

Подводная лодка типа «М» серия XII

m2В 1932 году, когда правительство СССР приняло решение о создании Тихоокеанского флота, для быстрейшего его вооружения было сделано предложение о постройке малых подводных лодок, которые можно бы по бы перевозить по железной дороге в собранном виде. Предложение приняли, несколько подводных лодок типа «М» VI серии было построено и отправлено на Дальний Восток. Однако автономность и тактико-технические данные «малюток», могущих развивать под водой на короткое время всего 7 узлов, были недостаточны. Поэтому лодки перепроектировали так, чтобы увеличить их подводную скорость, дальность плавания и глубину погружения. Появились подводные лодки «М» XII серии — однокорпусные, с цистернами главного балласта, расположенными внутри прочного корпуса. Дизель мощностью 800 л. с. обеспечивал надводную скорость до 14 узлов. Гребной электродвигатель и аккумуляторная батарея позволяли развивать под водой скорость до 8,4 узла. В 1936 году началась постройка этих маленьких, сравнительно легких лодок с полностью электросварным корпусом.

В 1939 году конструкторы приступили к проектированию следующей, более совершенной XV серии подводных лодок.

Главный водяной балласт у них размещался в наружном корпусе, в бортовых цистернах, в виде булей вдоль корпуса. Это повысило водоизмещение новых лодок до 283 т. Однако при снятых бортовых частях наружного корпуса их тоже можно было перевозить на железнодорожных платформах.

В отличие от «М-XII» на лодках XV серии устанавливалось по два дизеля и по два винта. Количество носовых торпедных аппаратов увеличено с 2 до 4.

Подводных лодок XII серии было построено довольно много, и они принимали деятельное участие в сражениях Великой Отечественной войны. «М-VI» оказались неэффективными. В конце войны успели выпустить всего 2 лодки «М-XV», которые участвовали в боевых действиях советского флота.

На Балтийском море подводные лодки типа «М» из-за недостаточной дальноси подводного плавания не могли выходить в море через Финский залив и использовались главным образом для разведки В 1942 году М-96 под командованием А Маринеско потопила в Финском заливе тронсиорт «Хелена» водоизмещением 1850 т.

На Черном море «малютки» действовали активнее и совершили много походов. Подводная лодка М-35 под командованием М. Грешилова, а затем В. Прокофьева выходила в боевые походы 33 раза и потопила 5 вражеских кораблей и судов. Она удостоена гвардейского звания, а М. Грешилов стал Героем Советского Союза.

Подводные лодки М-111 и М-117 под командованием Я. Иосселиани, М. Хомякова и А. Кесаева были награждены орденами Красного Знамени, а все эти командиры стали Героями Советского Союза.

Но наибольшего успеха добились «малютки», входившие в состав Северного флота. Это объясняется тем, что основным районом их действий были вражеские коммуникации в Варангер-фиорде, расположенном близ главной базы Северного флота. Подводные лодки достигали районов боевых действий всего за несколько часов.

В этой стесненной прибрежной зоне и сражались «малютки» против транспортов и кораблей противника.

В течение всего 1941 года М-171 (командир В. Стариков), М-172 (И. Фисанович) и М-174 (Н Егоров) проникали в гавани Линахамари и Петсамо и топили немецкие транспорты у причалов.

В апреле — мае 1942 года М-171, М-172 и М-176 (командир И. Бондаревич) совершили 11 походов в Варангер-фиорд и уничтожили 12 немецких транспортов и повредили 1 миноносец.

М-172 награждена орденом Красного Знамени получила гвардейское звание. Стала гвардейской и М-171. Их командиры В. Стариков и И Фисанович удостоены звания Героя Советского Союза. М-174 также преобразована в гвардейскую. По нескольку вражеских кораблей и транспортов потопили М-176 и М-173

Подводные лодки М-172, М-173, М-175, М 176 и М-121 героически погибли в боях с врагом.

В 1944 году «малютки» XII серии были отправлены с Севера на Черное море по железной дороге под командованием командира дивизиона Н. Морозова. Этот отважный офицер, которого подводники ласкова называли «милюточным дедом», много раз выходил в славные походы со своими лодками.

На Северном флоте остались две лодки XV серии М-200 и М-201, а также гвардейская М-171 Именно ей довелось показать, какие богатые возможности таились в «малютках» Необходимо было выставлять минные банки в глубине фиордов, через которое шло снабжение фашистских войск. Советские подводные заградители типа «Л» и крейсерские лодки типа «К», приспособленные для постановки мин, оказались малопригодными для минирования узких и тщательно охраняемых фиордов. Для этой цели была приспособлены M-171. На нее установили бортовые балластные цистерны с шахтами, в которых размещалось 18 мин. Их можно было выставлять в подводном положении лодки.

С этим отлично справилась М-171 — самый маленький в истории советского флота подводный минный заградитель.

Водоизмещение — нормальное надводное — 206 тонн, нормальное подводное — 258 тонн
Длина наибольшая — 44,5 м
Ширина наибольшая - 3,3 м
Осадка средняя — 2,85 м
Силовая установка — 1 дизель мощностью 800 л.с. и 1 электродвигатель мощностью 400 л.с.
Запас топлива — нормальный — 7,9 тонны, полный — 16 тонн ; 1 группа аккумуляторных батарей по 56 батарей типа «МЛ» в группе.
Скорость — наибольшая надводная — 14,4 узла,  подводная — 7,8 узлов
Дальность плавания - в надводном положении — 650 миль при 14,4 узлах, — 3380 миль при 8,6 узлах ; в подводном положении — 9,8 миль при 7,8 узлах, — 108 миль при 2,9 узлах.
Глубина погружения - рабочая — 50 метров, предельная 60 метров
Время погружения — 35 секунд
Вооружение — 2 533-мм торпедных трубы, 2 533-мм торпеды, 1 45/46 артиллерийская установка «21-К» 195 выстрелов.
Время пребывания под водой — 48 часов
Автономность — нормальная — 7 суток, максимальная — 15 суток
Запас плавучести — 25 %
Экипаж — 4 офицера, 10 старшин, 6 рядовых
Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>