Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » ФЛОТ » Подводная лодка типа «Л»

Подводная лодка типа «Л»

За период с 1905 по 1918 год ни один из классов боевых кораблей не претерпел столь радикальных перемен, как класс подводных лодок. Если в 1906 году некоторые зарубежные морские авторитеты считали, что «подводные лодки незаменимы при защите входов в гавани и устьев рек», но «в открытом море и особенно в незнакомых водах оказываются сомнительным оружием», то в начале первой мировой войны одна немецкая лодка пустила на дно один за другим три английских крейcepa! Спустя три года Германия объявила союзникам неограниченную подводную войну. 5861 судно общим тоннажем более 13 млн. т — таковы потери, нанесенные союзническому торговому флоту. Причем количество лодок, одновременно находящихся в море, не превышало сорока. К концу войны все морские державы считали подводные лодки одним из основных боевых средств флота.

 В ходе войны выработались три типа подводных лодок. Малые, с надводным водоизмещением 200— 600 т — для действий вблизи побережий недалеко от баз. Средние, с надводным водоизмещением 800— 1000 т — для действий в открытом море и океане. Большие, с надводным водоизмещением 1500—2000 т — для действий на отдаленных коммуникациях в океанах

800px-L-4_Garibaldiec_2От внимания Советского правительства не ускользнул интерес, проявленный морскими державами к строительству подводного флота. И когда в 1925 году в соответствии с решениями X съезда РКП(б) ЦК партии и правительство приняли постановление о создании новых кораблей, главное внимание было уделено проектированию и постройке подводных лодок.

 Первыми лодками советской постройки стали лодки типа «Д» (по названию головного корабля «Декабрист»), предназначенные для действий в открытом море и в океане.

 По окончании основных работ по лодкам типа «Д», так называемой первой серии, конструкторское бюро приступило к проектированию подводных заградителей типа «Л», второй серии.

 Взяв за основу подводную лодку типа «Д», конструкторы заменили кормовые торпедные аппараты двумя трубами с устройством для хранения и сбрасывания 20 мин. Наружный корпус на лодках типа «Л» не охватывал полностью прочный корпус. Впервые в отечественном флоте на новых лодках были установлены два бескомпрессорных дизеля по 1100 л. с. Мощность каждого из двух двухъякорных гребных электродвигателей составляла 600 л. с. На полных ходах якоря включались параллельно, на малых—последовательно. На экономическом ходу мог работать один якорь, что позволило отказаться от отдельных электродвигателей экономического хода. Аккумуляторная батарея состояла из трех групп по 112 элементов, В результате всех этих изменений надводное водоизмещение лодок типа «Л» по сравнению с лодками типа «Д» возросло с 980 до 1100 т, а скорость надводного хода снизилась с 15,3 до 14,1 узла. Пока строились подводные лодки типа «Л-II», конструкторы приступили к проектированию лодок типа «Л-ХI». Эти лодки сооружали специально для Тихоокеанского флота, поэтому пришлось создать такую конструкцию, чтобы ее можно было в разобранном виде перевозить по железной дороге. Лодки «Л-II» вошли в строй к 1936 году, «Л-ХI» — к 1938-му.

 Самыми совершенными лодками типа «Л» были лодки тринадцатой серии. Они могли стрелять торпедами с более мощными зарядами и на большую дальность, нежели лодки второй серии,

 В кормовой надстройке дополнительно к минным трубам установили два торпедных аппарата. 100-мм орудия модернизировали, увеличив дальность стрельбы по морским и береговым целям, Угол их возвышения был тоже увеличен, что позволяло вести огонь и по самолетам.

 Прочный корпус лодок — цилиндр, переходящий в оконечностях в усеченные конусы, Такая конструкция позволяла изготовлять листы обшивки холодным способом в вальцах, тогда как листы обшивки предыдущих лодок были двоякой кривизны. Их приходилось нагревать и после этого выгибать под прессом. В оконечностях корпус закрывался очень прочными литыми переборками сферической формы толщиной в 40 мм, обращенными выпуклой стороной наружу. На лодках выделены три отсека — «убежища». В них установили посты аварийного продувания главного балласта и сосредоточили средства спасения личного состава при аварии.

 На подводных лодках «Л-XIII», стояли два двигателя по 2 тыс. л. с, с удельным весом в 14 кг/л. с. вместо 20 кг/л. с. на лодках «Л-II», что позволило увеличить их скорость до 18 узлов. Водоизмещение лодок тринадцатой серии увеличено до 1200 т.

 Когда грянула Великая Отечественная война, на вражеские коммуникации вместе с подводными лодками других типов вышли и лодки типа «Л». 22 июня 1941 года в первый боевой поход отправилась Л-3. Спустя пять дней в Данцигской бухте на поставленных ею минах взорвался вражеский транспорт.

 18 августа 1942 года Л-3 торпедным залпом потопила транспорт противника в 5492 т. В том же походе Л-3 поставила минное заграждение западнее острова Борнгольм, на котором погибли два немецких транспорта, как это стало известно только после войны. 26 августа Л-3 одним 4-торпедным залпом уничтожила два и в конце похода еще один вражеский транспорт.

 Двенадцать раз выходила Л-3 в боевые походы, одержав более 10 побед. В память о героических действиях гвардейской лодки ее рубка после войны установлена на постаменте в одном из военно-морских гарнизонов.

 На Черном море успешно воевала подводная лодка Л-4, награжденная орденом Красного Знамени, на Севере — Л-15, Л-20 и Л-22, ставшая краснознаменной.

 Великая Отечественная война показала, что подводные лодки типа «Л», разработанные в соответствии с первой программой строительства советского флота, оказались хорошими боевыми кораблями и нанесли большой урон врагу.

 

Основные характеристики

Тип корабля

подводный минный заградитель

Обозначение проекта

серии II, XI, XIII, XIII-1938

Скорость (надводная)

14,5 узла

Скорость (подводная)

8,3 узла

Рабочая глубина погружения

75 м

Предельная глубина погружения

90 м

Автономность плавания

28 суток

Экипаж

54 человека

Размеры

Водоизмещение надводное

1025 т

Водоизмещение подводное

1312 т

Длина наибольшая (по КВЛ)

78,0 м

Ширина корпуса наиб.

7,2 м

Средняя осадка (по КВЛ)

3,96 м

Силовая установка

Два дизеля мощностью каждый по 1100 л. с., два гребных электродвигателя мощностью по 600 л. с.

Вооружение

Артиллерия

1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых 533-мм ТА, (12 торпед),
2 кормовые минные трубы, 20 мин типа ПЛТ.

ПВО

1 x 45-мм/46 21-К, 500 снарядов

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>