Племя Химбо

Племя химбо

Племя химбо

На краю континента Африки, на краю страны Намибии, на пустынных, засушливых землях, граничащих с Анголой, обитает одно из самых самобытных африканских племён –химбо. Племя скотоводов, племя гордых, самолюбивых и самодостаточных людей. Сегодня их осталась горстка, менее десяти тысяч человек. Проживают по законам предков на этой, вечно молящей Бога о дожде, земле. Здесь нет ничего из того, что обычно наполняет нашу с вами жизнь. Здесь нет ни дорог, ни электричества, ни средств массовой информации. Кажется, сама природа поскупилась на краски. Здесь только беспощадное солнце, песок, коровы и козы, составляющие основное богатство химбо. Ну и конечно эти удивительные люди, чьи полуобнажённые коричневые тела напоминают сделанные из глины скульптуры. Добро пожаловать в мир химбо.

С самого детства юного химбо готовят к суровой жизни в пустыне. Только пройдя болезненный обряд инициализации, мальчик химбо становится мужчиной. Через несколько лет ему придётся пройти, не менее мучительный, обряд. Только тогда, в полном смысле этого слова, он сможет назвать себя настоящим химбо. Вообще вся жизнь племени пронизана различными ритуалами. И только благодаря этому химбо смогли противостоять времени, и сохранить свою уникальную культуру.

Племя химбо по историческим меркам совсем юное. Ему нет и пятисот лет, но на его долю уже выпало множество испытаний. На протяжении всего девятнадцатого века химбо подвергалось нападению воинственных соседей, которые уводили скот и убивали людей. Химбо мирный народ, они не были готовы воевать за свои земли. Разорённые химбо бежали в Анголу, прося местные племена о убежище и хлебе. За это их и прозвали химбо, что означает «попрошайки». Но даже в самые суровые времена члены племени оставались верны своим традициям. Им не интересно, что происходит в мире, какой сейчас год или время суток. У них есть свой мир, мир химбо, полного ритуалов, наполняющий смысл жизни.

Центральная фигура в исполнении всех ритуалов это вождь племени. Священный костёр символизирует связь между живыми членами семьи и их предками. За поддержания огня . Он разжигает его дважды в день на рассвете и на закате. На ночь огонь уносят в главную хижину, в которой живёт вождь. Огонь никогда не должен гаснуть, так как это считается самым страшным оскорблением предков. Нужно сказать, что предки это центральное понятие в духовном мире химбо. В основе лежит вера в высшее существо Мукуро, которое по представлению химбо создал этот мир. Считается, что Мукуро наделил сверхъестественной силой душу умершего предка, что бы они могли влиять на своих потомков. Чтобы не делали химбо, они всегда спрашивали разрешения предков.

Химбо племя скотоводов, коровы их главное достояние. Однако человек, владеющий самым большим поголовьем, не считается по настоящему богатым, если в его семье мало детей. Рано или поздно каждый ребёнок племени, будто это мальчик или девочка обязан пройти обряд инициации. Только тогда он может считаться настоящим химбо. Во время совершения обряда ребёнку выбивают четыре передних зуба. Церемония проводится один раз в году. В самое холодное время в Намибии, в июле, что бы снизить риск заражения. В ночь перед ритуалом дети спят в главной хижине. Считается, что в ней предки защитят их от злых духов. На следующий день, рано утром, у сакрального костра глава деревни в сопровождении детей молится о благословении духов на исполнении ритуала. Удаление этих зубов есть событие, имеющее чрезвычайную религиозную и социальную важность в жизни ребёнка. Во время церемонии ребёнок должен ни кричать, ни плакать. Это свидетельство терпения и силы духа, ключевых качеств для жизни любого химбо.

Этот ритуал является особенностью химбо и родственных им племён. Тех, кто не следует этим традициям, подвергаются презрению. Потом зубы отдадут ребёнку, он должен завернуть их в листок дерева мапаны, и бросить в сторону места своего рождения со словами «Мои зубы возвращайтесь в то место, где я был рождён».

Ребёнок племени химбо

Ребёнок племени химбо

В мире химбо каждый этап взросления обозначен внешними изменениями, которые касаются как девочек, так и мальчиков. Это связано не только с обозначением возраста или социального статуса ребёнка, но и с поверьями племени. Например, выбривают головы детям для того, чтобы не дать злым духам поселится в волосах.

Фигура вождя клана важна для социальной жизни химбо. Он следит за состоянием пастбищ. Принимает решение о смене места стоянки, если пастбища скудны. Он заботится, что бы все в деревне были сыты. Знает, как лечить, изгонять злых духов, очищать тела, если вдруг поселится в них душа гиены или шакала. Но главное он отвечает за духовное здоровье членов своей семьи. Вождь является посредником, медиатором между двумя мирами, настоящим и миром предков.

Коровы священные для химбо животные. Их мясо приносят в дар предкам. Во время проведения всех ритуалов. Химбо убивают коров строго определённым способом. Они их душат. Удушение может доиться до пятнадцати минут. Вера не позволяет им проливать кровь, ни человеческую, ни кровь животного. Даже туши они разделывают таким образом, что бы кровь собиралась в брюшной полости коровы. Потом кровь вынесут за пределы деревни, а мясо отдадут предкам.

Страниц: 1 2


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>