Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » АВИАЦИЯ » Палубный штурмовик Як-38

Палубный штурмовик Як-38

Yak-38В 60-е годы военно-морской флот Советского Союза расширило радиус своего действия, и маршруты своих кораблей часто пролегали вдали от родных берегов. При этом корабельные соединения не всегда имели авиационное подкрепление. Строительство авианесущих кораблей стало актуальным. Постройка полноразмерных авианосцев, способных нести классические истребители и штурмовики не рассматривалась по финансовым соображениям. Требовалось найти другое решение.

В 1967 году на параде в Домодедово был показан самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36. Машина заинтересовала руководство военно-морского флота. Моряков прельщала меньшая требовательность «вертикалок» к габаритам и водоизмещению кораблей. Появилась возможность создать относительно небольшие авианесущие корабли. Смущали только посредственные лётно-технические характеристики Як-36. Но руководство флота надеялось что советская авиационная промышленность справится с любыми сложностями и сможет создать сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки. Техническое задание на разработку самолёта вертикального взлёта и посадки получило КБ Александра Яковлева. В последствие эта машина стала известна как Як-38.

Опыт Второй Мировой войны показал, что аэродромы очень уязвим от неприятельской бомбардировки. Уничтожение взлётно-посадочных полос делает невозможным применением самолётов. В послевоенные годы, в ряде стран начались работы по созданию самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Велись работы и в Советском Союзе. В 1956 году впервые от земли в СССР был оторван от земли аппарат под названием «турболёт». На нём отрабатывалась техника пилотирования режима висения, взлёта и посадки. Опыт, полученный при разработке турболёта, лёг в основу первой советской «вертикалки», этой машиной стал Як-36. Хотя демонстрация самолёта в Домодедово прошла успешно, самолётные качества не устроили военно-воздушные силы. Як-36 не соответствовал требованиям не по скорости, не по вооружению, не по дальности полётов. Разработка была признана бесперспективной.

Но к идеям к подобным самолётам проявил военно-морской флот. Правда, при условии нового самолёта с лучшими характеристиками. Техническое задание на новую «вертикалку» представители военно-морского флота подписали в январе 1969 года. Согласно заданию, новый лёгкий штурмовик предназначался для поддержки боевых действий сухопутных войск. При корабельном базировании его целями являлись надводные и береговые цели. Работы над проектом развернулись в КБ «Яковлева». Уже в начале 70-го конструкторы представили макет, а ещё через полгода лётчик испытатель Мухин выполнил первое висение на опытном самолёте, названным Як-36М. Новая машина была совершенней исходного проекта Як-36 и обладала повышенной энерговооружённостью. Самолёт был построен по аэродинамической схеме «среднеплана».

Кабина оснащалась системой принудительного катапультирования, которая до сих пор не имеет аналогов в мире. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало выполнение боевых задач днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Для компактности, при размещении самолёта в ангаре корабля концевые части крыла складывались. Вооружение включало в себя управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы и бомбовые кассеты, зажигательные баки и пушечные контейнеры. Заводские испытания на 4 прототипах проводились до апреля 1972 года. С этого момента начались совместные государственные испытания. Сухопутная часть испытания проводилась на территории лётно-исследовательского института. Здесь отрабатывались различные режимы пилотирования, включающий вертикальный взлёт и посадку. Морская фаза испытания проходила на противолодочном крейсере «Москва». На корабле подготовили стальную взлётную площадку, покрытую теплостойкими плитами. 22 ноября 1972 года испытатель выполнил полный профиль полёта с палубы корабля. Эту дату с полным правом можно считать днём рождения советской палубной авиации. Через полгода в воздух поднялся двухместный вариант ЯК-36У. Этот учебный вариант боевой вертикалки был разработан для подготовки лётного состава. Молодые лётчики, попавшие в отряд палубной авиации, сталкивались со специфическими проблемами. Одна из них управление самолётом во время вертикального взлёта и посадки. Это больше походило на пилотирование вертолётом. Вызывало сложности и посадка на маленькую палубу. По сравнению с наземным аэродромом полоса была микроскопическая. Непривычными для сухопутного лётчика были и морские единицы измерения – кабельтовые и мили.

Параллельно с испытанием машин проводили и корабельную сертификацию авиа боеприпасов. Так как изначально всё вооружение самолёта проектировалось по техническому заданию сухопутной авиации.

В августе 1977 года Як-36М официально приняли на вооружение военно-морского флота под обозначением Як-38. В июне 1976 года первая эскадрилья из серийных «вертикалок» вышла в море на палубе нового авианесущего крейсера «Киев». Корабль разрабатывался под Як-38 изначально. Несмотря на широкий спектр ракетного, артиллерийского и противолодочного вооружения основным оружием крейсера была авиагруппа. Авиагруппа состояла из 22 штурмовиков Як-38 и 14 палубных вертолётов Ка-25. В зависимости от поставленной перед кораблём задачи соотношение количества самолётов и вертолётов могло меняться. При этом общее число боевых машин не превышало 36.

В первом походе на борту крейсера было 5 боевых «вертикалок». Корабль совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В средиземном море состоялись первые, за пределами СССР, полёты «вертикалок» За время похода их было выполнено 45. Обучение лётного состава продолжалось и во время похода. К концу года в составе авиагруппы крейсера «Киев» летало уже 34 морских лётчика. В следующем году в состав Тихоокеанского флота включили однотипный крейсер «Минск». Позднее авианесущий флот пополнился ещё двумя кораблями: «Новороссийск» и «Баку». Походы авианесущих крейсеров продолжались до 1991 года. Затем корабли списали из-за недостатков финансирования, а самолёты сняли с вооружения.

Идея вертикального взлёта с корабля была оправданна и перспективная. Но из-за крушения Советского Союза эта программа была закрыта. Всего построили 231 самолёт Як-38 различных модификаций. За 14 лет эксплуатации суммарный налёт на этих машинах составил без малого 30000 часов. Несмотря на свои ограниченные возможности Як-38 дал богатый опыт практической эксплуатации самолёта на корабле. Як-38 первый советский палубный самолёт, и первая в мире «вертикалка» взлетевшая с палубы.

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>