Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » АВИАЦИЯ » Многоцелевой истребитель Як-141

Многоцелевой истребитель Як-141

В Советском Союзе созданием боевых самолётов с вертикальным взлётом и посадкой занималось только одно конструкторское бюро Александра Яковлева.

После появления штурмовика Як-38, способного взлетать, и садится вертикально, советские военные эксперты признали преимущества новой машины перед самолётами с традиционным взлётом и посадкой. Однако существовал один серьезный недостаток, который ставил под вопрос саму идею дальнейшего развития боевой авиации в этом направлении. Наступила эра сверх звуковых скоростей. А Як-38 не смог даже достичь скорости звука. Машина также проигрывала в таких важных показателях как манёвренность и полезная нагрузка, то есть способность взять на борт то или иное количество вооружения. Многие ведущие авиастроительные державы мира, например Франция или Германия в итоге отказались от серийного производства самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. США и Великобритания выделив гигантские средства на исследования в этой области, так и не достигли серьёзных результатов.

Некоторые эксперты начали утверждать, что всё это направление было ошибочным. И машины такого класса никогда не достигнут уровня лётно-тактических характеристик современных сверхзвуковых истребителей.

К созданию сверхзвукового самолёта с вертикальным взлётом, предназначенного для обороны авианесущих кораблей от атак с воздуха, в конструкторском бюро Яковлева приступили в 1974 году. Работы велись с учётом опыта проектирования и испытаний палубного штурмовика Як-38. Новый проект получил обозначение Як-41.

Судьба машины складывалась трудно с первых дней работы. Одна за другой принимались и отвергались всевозможные аэродинамические и компоновочные схемы. Наконец была выбрана схема с комбинированной силовой установкой. Но её разработка и испытание затягивались. Затем командование военно-морского флота изменило требование к машине. Перед корабельной авиацией ставились новые задачи. Всего в КБ Яковлева было построено 4 опытных самолёта, получивших новый индекс Як-141.

9 марта 1957 годаЯк-141 впервые поднялся в небо, совершив горизонтальную посадку и взлёт. Ещё два года велись испытание висения самолёта в воздуха и переходных режимов полёта. 13 июня 1990 года многоцелевой истребитель совершил полёт по полному профилю с вертикальным взлётом и посадкой.

В процессе создания и во время испытания самолёта удалось решить несколько серьезных задач. Была создана система защиты двигателей. Конструкторы нашли возможность изменять вектор тяги прямо в воздухе. Полностью автоматизировали процесс вертикального или укороченного взлёта и посадки. Это особенно важно при полётах с палубы корабля, находящегося в движении. Лётчики испытатели полностью отработали польем и посадку.

По сравнению со своим предшественником Як-38, а также боевыми самолётами с горизонтальными взлётами и посадками, новая машина имеет несколько существенных плюсов. Так на взлёт эскадрильи Як-141 требуется в 4 раза меньше времени чем «Мигам» или «Сухим». Як-141 обладает повышенной живучестью. Это обеспечивается скрытостью его базирования, за счёт возможности расположения в непосредственной близости к фронту значительно сократилась время реагирования авиации на вызовы частей и подразделений сухопутных войск. Уникальная возможность машины это возможность базирования как на авианесущих кораблях, так и на судах не имеющих взлётную палубу.

Конструкторы КБ Яковлева, при работе над этой машиной превзошли все самые смелые ожидания. По мнению аналитиков Як-141 родился примерно на 25 лет раньше срока поставленного на Западе для создания аналогичного истребителя.

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>