Искусство Древнего Египта

Уникальность Древнего Египта состоит в том, что в течение трех тысячелетий каноны его искусства оставались практически незыблемыми. Произведения творцов Древнего и Нового царства объединяет главное — монументальность. Жизненные постулаты не менялись на протяжении всего существования государства, и подчиняться им должны были все, от высших чиновников до простых обывателей. Только в конце эпохи Нового царства, когда государство стало приходить в упадок, художники, архитекторы и скульпторы стали постепенно отходить от традиционных канонов.

Пирамиды

Египтяне верили, что в конце жизни человек не умирает, а переходит в иной мир, в котором царит тот же порядок, что и на земле. Власть фараона считалась вечной, и доказательством этого стали пирамиды — огромные усыпальницы правителей Египта. Неподалеку от Каира стоят три удивительных сооружения, напоминающие по форме правильную пирамиду. Они стояли на первом месте в древнегреческом списке чудес света. Впервые эти огромные сооружения были описаны историком Геродотом, назвавшим это чудо света «вертикальной высотой». Гробницам фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина уже более 40 веков. Облицовка пирамид не сохранилась, но время не смогло разрушить огромные каменные плиты, из которых они сложены. До сих пор ни одна каменная постройка в мире не может сравниться с пирамидами по размерам. Высота пирамиды Хеопса — 146 метров, а длина каждой стороны основания — 130 метров. В пирамиде множество запутанных коридоров, ведущих в усыпальницу. Непонятно, как огромные каменные плиты перевезли в пустыню. Пирамиду окружали небольшие заупокойные храмы и «мастаба» — гробницы родственников фараона. От плодородной долины к пирамидам ведет длинная дорога. Там, где начинается безжизненная пустыня, покой ушедших в мир иной сторожит огромный сфинкс — лев с человеческим лицом. Это портрет фараона Хефрена. Пирамиды Древнего царства были зримым воплощением вечности.

Погребальный ритуал

Погребальный ритуал повторял историю бога Осириса, который был убит своим братом Сетом, олицетворявшим тьму. Бог Гор — воплощение солнечного божества, оживил Осириса, но тот не захотел вернуться на землю и стал владыкой подземного царства. Умерший египтянин подобно Осирису должен был сначала быть погребенным, а потом воскреснуть. Чтобы душа умершего могла вернуться в свое тело, покойного бальзамировали. В подземном царстве умерший нуждался в рабах, домашних животных и хорошем жилье. Для этого художник или скульптор старались как можно лучше отобразить жизнь своего властелина. На стенах гробниц имеется множество рельефов, в мельчайших деталях передающих жизнь фараона.

Искусство и вечность

Искусство, как считали египтяне, дарило бессмертие, и поэтому труд художника считался священным. Чаще всего люди искусства были выходцами из очень знатных семей. Например, построивший пирамиду Хеопса зодчий Хемиус приходился ему племянником. Искусство служило вечности, поэтому художники Древнего Египта не ставили целью передать чувства. Проходят тысячелетия, люди рождаются и умирают, а лицо сфинкса остается таким же бесстрастным. В его четких ясных линиях выражена мысль о постоянстве и упорядоченности бытия.

Статуи Древнего царства

В Древнем царстве статуи выполнялись по стро гим канонам, отступать от которых художнику не разрешалось. У сидящей фигуры руки покоятся на коленях или согнуты в локте. Взгляд устремлен прямо вдаль. У стоящей статуи фигура выпрямлена, голо-I ва высоко поднята, левая нога выступает вперед, руки прижаты к телу. В на- Л» стенных росписях голову и ноги изображали в профиль, а туловище было развернуто анфас: считалось, что так лучше передается мощь и физическая сила изображаемого. Выполненный в II! тысячелетии до н. э. портрет так и дышит жизнью. Художник сотворил чудо: фигура как бы находится в движении. Признанный эталон скульптурного портрета времен Древнего царства — изображение царевича Рахотепа и его жены Ноф-рет. Изящество линий и гармоничная раскраска позволили художнику изобразить фигуры, полные благородства. Они с благоговением входят в «иную жизнь».

Искусство Среднего царства

В искусстве Среднего царства по-прежнему тщательно соблюдались установившиеся традиции и каноны. Но времена изменились, и монументальность стала мешать мастерам. В это время появляется все больше зажиточных людей, которые не жалели средств для того, чтобы чувствовать себя комфортно в «ином мире». Это способствовало появлению нового направления в искусстве. Разумеется, простые смертные не могли позволить себе обставить собственную усыпальницу с таким же размахом, как фараон. Росписи в этих гробницах изображают не «живых богов», а простых людей. В изображаемых лицах уже появляется индивидуальность. Изменилась также и техника живописи. Если в росписях гробниц Древнего царства преобладали раскрашенные рельефы, то теперь все чаще художники используют живопись темперой. Эта работа была трудоемкой и требовала большого мастерства, зато позволяла добиться огромного разнообразия цветовой гаммы. Изображение на стенах одной из гробниц, построенной в XX веке до н. э. близ селения Бени-Хасан, рассказывает о том, как погребенный здесь номарх Хнумхотеп охотился на птиц и диких зверей. Помимо людей, прекрасно нарисованы и животные: доверчивая антилопа берет пищу из рук молодого охотника; дикая хищная пятнистая кошка затаилась в зарослях и уже приготовилась напасть на свою жертву. Глядя на эти рисунки, трудно поверить, что египетские художники не рисовали с натуры. Вероятно, они изучали анатомию животных и их повадки. В эту эпоху появляются и первые юмористические изображения: к примеру, кот-пастух ведет мышей. При этом на рисунке изображено именно животное, а не пародия на человека.

Искусство Нового царства

В эпоху Нового царства прекратилось возведение пирамид и наземных усыпальниц. Зато были построены грандиозные храмы — Карнакский, Лук-сорский, Абу-Симбела и другие, столь же монументальные, как и пирамиды. Если пирамиды создавались больше для внешнего восприятия, то храмы Нового царства рассчитаны на восприятие внутреннего пространства. Храмовые комплексы возводились столетиями. Их создавали несколько поколений фараонов, жрецов и зодчих. Вдоль дороги в Луксор-ский храм длинной чередой тянулись сфинксы, создавая ощущение бесконечности. У входа в храм высились обелиски с письменами. Помещения поражали своим убранством. После большого двора, открытого солнечному свету, человек попадал в сумрачный зал, за которым следовало святилище с огромным количеством 20-метровых колонн. Планировка символизировала представления египтян о жизни, смерти и воскрешении. Хорошо сохранился храм Хатшепсут. От храма Аменхотепа III сохранилось несколько колонн, одна из них при восходе солнца издает протяжный звук. Заметны новые веяния в живописи и прикладном искусстве. Предметы быта становятся подлинными произведениями искусства.

Искусство эпохи Эхнатона

Особое место в искусстве Древнего Египта занимает эпоха правления Эхнатона. Отменив культ Амона и повелев поклоняться богу Атону, он приказал построить севернее Фив на восточном берегу Нила новую столицу — Ахета-тон («Небосклон Атона»). В короткий срок здесь возник новый город с дворцами, храмами, ремесленными и торговыми рядами. Был построен даже некрополь, в котором так никого и не похоронили. Росписи на стенах некрополя лучше всего говорят о переменах в искусстве и мировоззрении египтян. Эхнатон не стеснялся показать, что он, как простой смертный, любит свою семью. В скульптурах и росписях увековечены мать фараона Тия и его жена Нефертити. Много сюжетов посвящено дочерям Эхнатона. На одной из скульптур, оставшейся незаконченной, фараон целует одну из своих шестерых дочерей, что ранее категорически не допускалось в изображении «живого бога». Даже животных стали изображать не как богов, а как живые существа: в новой религии они перестали быть священными. После смерти Эхнатона город Ахетатон, храм Атона и художественные мастерские были разрушены. Вскоре об этом городе забыли. Только в XIX веке археологи заинтересовались причудливыми рельефами в пустыне. В 1912 году нашли знаменитый ныне на весь мир бюст царицы Нефертити, ставший эталоном женской красоты.



Гробница Тутанхамона

При фараоне Тутанхамоне культ прежних богов был восстановлен. Жрецы попытались вернуть художников к старым канонам. Но это оказалось невозможным; лучшим под- gj тверждением тому стало величайшее археологическое открытие XX века: в 1922 году Говард Картер нашел гробницу Тутанхамона. Раскопки производились в Долине царей близ Фив, где во время Нового царства находился некрополь фараонов. Около хорошо исследованной гробницы Рамсеса XI обнаружили ведущие вниз ступени. Когда убрали слой песка, обнаружилась каменная дверь, оказавшаяся нераспечатанной: раньше гробницы находили разграбленными. Благодаря этой находке мир узнал, как именно египтяне хоронили фараонов. Несколько комнат занимали вещи, необходимые усопшему в загробной жизни, в последней находилась сама мумия. Все найденные предметы оказались настоящими произведениями искусства. На спинке парадного трона юный царь изображен с женой. Позы их непринужденны, лица излучают нежность. Теплые чувства, которые питали друг к другу венценосные супруги, ясно переданы и на рельефе крышки ларца. Казалось бы, старые каноны соблюдены: фараон изображен в «правильной» позе: рука протянута к жене, что позволяет использовать канонический разворот плеч. Супруга тоже изображена «как положено» — в профиль. Однако ее развевающиеся светлые одежды наполняют картину движением. Прежней строгой геометрии уже нет. Сосуды из алебастра напоминают цветочные стебли. Изображения священных животных в гробнице должны охранять фараона в ином мире, однако они настолько изящны, что кажутся прекрасными украшениями. Самое уникальное произведение в гробнице — золотой портрет Тутанхамона. Задумчивое мальчишеское лицо с припухшими губами прекрасно, огромные глаза пристально смотрят вдаль. Все говорит, как и положено, о вечности: лицо фараона спокойно. Но какая во взгляде печаль! При вскрытии саркофага рядом с мумией, украшенной золотыми амулетами и перстнями, нашли венок из живых цветов.

Эпоха Рамсеса II

После смерти Тутанхамона династия прервалась, и к власти пришла новая. Самый знаменитый ее представитель — Рамсес II. Он был искусным завоевателем и все завоеванное обращал на строительство храмов. За 67 лет правления Рамсес II успел многое: завершил постройку храма Амона в Карна-ке, воздвиг знаменитый Рамессеум — архитектурный комплекс, включающий дворец и заупокойный храм. Но самым удивительным произведением искусства того времени стал храм, вырубленный в скале Абу-Симбел. Все залы и колонны, в том числе четыре двадцатиметровых изображения самого Рамсеса II, высечены прямо в скале. Рамсес хотел вернуться к прежнему стилю, полагая, что монументальность огромных статуй лучше всего говорит о величии фараона. Но искусство все же стало другим. Так, в Мемфисе обнаружили рельеф, изображающий похоронную процессию. Здесь нет и намека на былую статичность. Кто-то из плакальщиков согнулся, другой воздел руки к небу. Рельеф не выступает над фоном, а, напротив, врезан вглубь: беспокойная игра теней передает иллюзию движения. Египтяне отходили от вековых канонов, но прежние традиции не были забыты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

95 − = 92