Home » КЛУБ ЗНАЙКИ » ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ » Императрица Екатерина II

Императрица Екатерина II

Административная полицейская власть в уезде передавалась нижнему Земскому суду во главе капитан – исправником, избиравшемся дворянством, в городах – городничему, в губерниях – губернатору. Суд отделялся от администрации, дворян судили уездные и Верхние Земские суды. Горожан – губернский и городовой магистрат, государственных крестьян – Расправа Нижняя и Верхняя. Впервые появились Приказы общественного презрения.

Органы, ведавшие образованием и социальным обеспечением, они руководили создаваемыми школами, больницами, богадельнями, сиротскими домами. Эта реформа приблизила власть к населению, создала сословные суды, где равный судился равным. Система местного управления сочетала назначаемость с выборностью должностных лиц городского, уездного и губернского уровня. Развитие принципов самоуправления создавало основу элементов гражданского общества. В духе эпохи Просвещения в 1773 году государство провозгласило принцип веротерпимости. Российские мусульмане получили право строить мечети и создавать при них школы.

Екатерина в 1787 году отменила двойное налогообложение для старообрядцев, и разрешила выбирать их на общественные должности. Она же инициировала массовое переселение иностранных колонистов на российские просторы: Поволжье, Украина, Крым. Их освобождали от воинской службы и давали прочие льготы, в том числе и свободу богослужения. Екатерина поставила себе целью вырастить в России богатое городское третье сословие. Жалованная грамота городам 1785 года делила горожан на шесть разрядов. Городская верхушка, купцы первой и второй гильдии, иностранные гости, именитые граждане, банкиры, учёные, не состоявшие в гильдиях капиталисты, освобождались от телесного наказания и подушной подати. За всеми горожанами закреплялись права собственности на имущество, свободного заведения предприятий и торговли. Их честь и достоинство охранялись законом.

Екатерина, как и Пётр I стремилась совместить европейское просвещение и цивилизацию с отечественным самодержавием и крепостным правом. Она отменила матерную ругань в официальных документах, телесные наказания для священников. В России появился первоклассный музей Эрмитаж. Открыт воспитательный дом для сирот и подкидышей. Образовано Вольное экономическое Общество. Открылись частные типографии, выпускалось большое количество новых журналов и книг.

Реформа 1786 года впервые создала в России систему среднего образования. В губернских городах открывались главные четырёхгодичные, а в уездных городах малые двухгодичные народные училища. Учителей готовила специальная учительская семинария в Петербурге. Руководство требовало от педагога благочестия, воздержания от пьянства, грубости. Учеников запрещалось бить за худую память и природную неспособность и ругать «скотиной» и «ослиными ушами».  Впервые открылись училища для дворянских девушек. Смольный институт в Петербурге и Екатерининский в Москве. В 1772 году появилось первое коммерческое училище. К началу XIX века в России было более трёхсот школ и пансионов с 20000 учащихся и 700 учителями.

Для поддержания порядка Екатерина в 1782 году издала «Устав Благочиния» — закон о полиции, которым поручалось контроль и воспитание за каждым подданным своих обязанностей. В духе такой политики Екатерина сформулировала своё понимание гражданских прав и свобод: «Вольность не может состоять ни в чём ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть».

Екатерина II готовила и другие фундаментальные законы. Это «Наказ Сенату», «Уголовное Уложение», «Жалованную грамоту государственным крестьянам», которые должны были утвердить сословную систему и гарантировать подданным их права и судебную защиту. Но эти законы не были приведены в жизнь. Екатерина понимала, что их утверждение зависит от её приемников. А ограничить самодержавную власть не считала полезным. Однако просвещения и вольности не всегда давали, ожидаемые императрицей, плоды.

Главной целью внешней политики была борьба с Турцией за выход к Чёрному морю. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов русские войска в 1769 году захватили Молдавию. Посланный с Балтики в Средиземное море русский флот под командованием Алексея Орлова одержал победу в Чесменском морском сражении в 1770 году. На суше армия Петра Румянцева в июле 1770 года разгромила 150 тысячное войско турок в Кагульском сражении. В 1771 году корпус князя Долгорукого занял Крым. После побед Суворова в Болгарии турки согласились на мир. Российские корабли получили свободный доступ в Чёрное и средиземное моря через пролив Босфор и Дарданеллы. Молдавия и Валахия обрели автономию, а крымское ханство было объявлено независимым. Россия получила право выступать в защиту христианского населения Османской империи.

В 1783 году императрица присоединила к России Крым. Турки не смирились, в 1787 году началась новая Русско-турецкая война. Почти сразу в 1788-1790 годах России пришлось вести войну и против Швеции. Король Густав III желал вернуть утраченные владения на Балтике. России угрожали Англия и Пруссия, императрица выстояла. В 1788 году армия Потёмкина овладела крепостью Очаков, в1789 году русские и австрийцы под командованием Суворова разгромили турок под Фокшанами и Римнике сражениях. Главным событием кампании 1790 года стало взятием Суворовым крепости Измаил. Турция при поддержке Англии и Пруссии пыталась продолжить войну, но летом 1791 года адмирал Ушаков разгромил турецкий флот в Калиакрийском сражении. А сухопутная армия нанесла туркам поражение при Мачине. На Кавказе корпус генерала Гудовича взял Анапу. Крах надежд на помощь, заставило султана Селима III заключить в декабре 1791 года Ясский мир. Турция уступала России междуречье Днестра и Южного Буга, признавала присоединение к ней Крыма, Кубани, отказывалась от притязаний на Грузию.

Страниц: 1 2 3 4 5

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>