Home » ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ » ФЛОТ » Эсминец типа «Сторожевой»

Эсминец типа «Сторожевой»

 На эсминцах типа «Гневный» было принято линейное расположение силовой установки, при котором котлы и турбины размещались двумя группами. Первая состояла из трех котельных отделений, вторая — из двух машинных. Будучи весьма компактным, такое расположение таило в себе, однако, серьезную опасность: при удачном попадании один вражеский снаряд способен вывести из строя сразу обе турбины и полностью лишить корабль хода. Когда создавались эсминцы типа «Гневный», такое попадание считалось чрезвычайно маловероятным, и им пренебрегали. Но со временем утвердилась точка зрения, согласно которой даже столь маловероятная возможность полного вывода корабля из строя стала считаться недопустимой. И в 1937 году было принято решение перепроектировать эсминец, перейдя на эшелонное расположение главной силовой установки.

storojevoyНа корабле размещаются два последовательных комплекта — каждый состоит из двух котельных и одного машинного отделения. Хотя при новом расположении увеличивается длина машинно-котельной установки, а следовательно, и вероятность ее поражения, зато один вражеский снаряд никогда не может полностью лишить корабль хода. В самом худшем случае, когда снаряд, попав в район переборки между котельным и машинным отделениями, разом выводит из строя котел и турбину, корабль теряет всего 25% в скорости.

 В 1939 году в строй вступил «Сторожевой» — головной корабль усовершенствованной серии. Его конструкторы, основываясь на опыте службы эсминцев типа «Гневный», устранили ряд недостатков. Так, в некоторых связях корпуса развивались высокие напряжения, из-за чего возникали трещины в районе полубака. На «Громком» провели тщательное тензометрирование набора корпуса — корабль плавал в Баренцевом море при сильном волнении. Результаты замеров были учтены при создании эсминцев типа «Сторожевой.

 Обслуживание трех котлов и двух турбин, установленных на эсминцах предшествующего проекта, доставляло морякам немало хлопот, ибо один котел приходилось «делить» на две турбины. Эшелонное расположение машинно-котельной установки автоматически устранило это неудобство. Для улучшения условий быта в суровых климатических условиях была увеличена толщина тепловой изоляции корпуса.

Были заново спроектированы более паропроизводительные котлы и более мощные вспомогательные турбогенераторы. Мощность же каждой из двух главных турбин была увеличена с 25 тыс. л. с. до 30 тыс. л. с. без изменения поковок и отливок. Вообще переход от постройки «Гневных» к постройке «Сторожевых» был осуществлен быстро и сравнительно безболезненно — благодаря накопленному опыту и сохранению большинства механизмов, заготовок и вооружения.

Неся примерно то же вооружение, что и «Гневный», «Сторожевой» был надежнее, быстроходнее и удобнее в обслуживании. Эсминцы этих типов можно различить по внешнему виду — «Гневные» — однотрубные корабли, а «Сторожевые» — двухтрубные. Опыт второй мировой войны не дал однозначного ответа на вопрос, какое расположение силовой установки выгоднее — линейное или эшелонное. Немцы, например, строили свои эсминцы по линейной схеме, американцы — по эшелонной. И те и другие одинаково страдали от мин, торпед и авиационных бомб.

Одной из загадок второй мировой войны долгое время оставалась необычайная мощность вооружения японских эсминцев При водоизмещении всего 1360 т эсминец типа «Кавасаки» нес восемь торпедных труб и пять 127-мм орудий. Секрет разрешился после войны, когда к нам попали трофейные японские корабли. Оказалось, что на эсминцах Страны восходящего солнца никакие жилые помещения не предусматривались: матросы спали на циновках прямо на палубе, у своих боевых постов Камбуз заменяли обычные полевые кухни для варки риса и чая. Отопления не было. Тепловая изоляция и даже окраска внутренней части корпуса отсутствовали. Междупалубное расстояние составляло всего 2 м вместо 2,2 м на английских, американских и немецких эсминцах. Не удивительно, что на японских кораблях можно было разместить гораздо больше вооружения.

Советские эсминцы без ущерба для удобства размещения экипажей по мощности артиллерийского залпа, по маневренности, ходкости, мореходности тоже превосходили английские, германские и отчасти американские. И с первых до последних дней Великой Отечественной войны наряду с эсминцами типа «Гневный» несли нелегкую боевую службу их младшие братья: «Сторожевой», «Сообразительный», «Вице-адмирал Дрозд», «Стерегущий», «Смышленый», «Смелый».

Основные характеристики

Водоизмещение

1 854 т
полное 2 404 т

Длина

112,0 м

Ширина

10,2 м

Осадка

4,1 м

Двигатели

2×ТЗА «Парсонса» или «Метро-Виккерс» или «ГТЗА-24» Харьковского завода

Мощность

54 000 л. с. импортные механизмы
60000 л. с. отечественные

Движитель

2 винта

Скорость хода

эконом.: 20,17 узл
макс.: 36,8 узл. с импортными механизмами
39 узлов с отечественными

Дальность плавания

1490 морских миль на ходу 17,8 узлов
эконом.: 1 380 миль
полный: 700 миль

Экипаж

271
в том числе 15 офицеров

Вооружение

Артиллерия

4 × Б-13-2С

Зенитная артиллерия

2 × 34-К
3 × 45-мм 21-К
4 ×12,7-мм ДШК

Противолодочное вооружение

2 × БМБ-1

Минно-торпедное вооружение

2 × ТА 1-Н, морские мины КБ-3

Теги:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>