Home » ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ » Древний Шумер

Древний Шумер

О Шумере за последние десятилетия написаны сотни книг, из которых можно, как из кирпичиков, сложить ступенчатую пирамиду — зиккурат. В начале нашего века Шумер казался чуть ли не одиноким светочем цивилизации, мерцающим во тьме доклассовых эпох. Считалось, что с Шумера, с создания первых раннерабовладельческих государств, предназначенных для подавления одного класса другим, и началась история человечества. Ныне, надстроив «зиккурат» знания, мы увидели просторами Месопотамии другие земли и другие народы, которые зажигали, раздували и поддерживали шумерский очаг.

karta sumeraСвою прародину шумеры указывали где-то на востоке. Но на востоке от Месопотамии лежит Иранское нагорье, а за ним — евразийские просторы, прародина индоевропейских народов.

Во времена Мескаламдуга путешествия шумеров на восток и юго-восток, особенно в Дильмун (Бахрейнские острова в Персидском заливе), в Маган и Мелухху (ныне Белуджистан) и в долину Инда, в процветающие города протоиндийской (хараппской) цивилизации, были делом вполне заурядным. Американский археолог Джоффри Бибби открыл сотни дильмунских курганов Раскопки в них подтверждают гипотезу о вторжении протошумерских пришельцев в район Персидского залива где-то вблизи рубежа IV и III тысячелетий до н. э.

Дильмунцы и протошумеры шли, видимо, через Иран. Что же делалось там в описываемые времена?

В Южном Иране тесные связи с Шумером издревле поддерживал город Аратта, который скорее всего находился «за сенью хребтами» в горах к востоку от Элама, на территории современного Ларистана. В шумерском героическом эпосе неоднократно упоминаются споры о первенстве между шумерскими вождями и правителями Аратты, «страны чистых обрядов». Например, в замечательной поэме «Энмеркар и верховный жрец Аратты» отмечается, что богиня владычица небес Инанна «верховному жрецу Аратты венец дала», но в конце концов, когда возвысился шумерский город Урук, она стала более милостива не к Аратте, а к Уруку.

Правитель Урука Энмеркар решил оспорить верховенство Аратты, включить ослабевший город в сферу своего влияния. На требование подчиниться выскочке — Уруку и навьючить лошадей золотом и серебром для строящихся новых шумерских храмов верховный жрец Аратты ответил категорическим отказом. Более того, он вызвал дерзкого Энмеркара на единоборство. Тогдашние споры зачастую решались старинным обычаем.

Наконец нашли компромисс. Урук посылает в Аратту ослов, нагруженных зерном, а Аратта принимает у себя Энмеркара, дарит ему золото, серебро, лазурит, в то же время не отказываясь от своих древних претензий: быть «госпожой всех стран».

sumer1Совершенно ясно, что нагорный Восток с его лошадьми, коровами и белостенными крепостями, с его демократическими собраниями старейшин и воинов считался шумерами родиной их богов и правителей. Сам Энмеркар, родившийся в восточных горах в княжеском роду, желает сделать доставшийся ему в вотчину равнинный Урук первопрестольным градом, тоскует о горной родине с ее культами и священными местами. (Подобное неоднократно повторялось столетия и тысячелетия спустя. Например, во второй половине XVIII века до и. э. вождь касситов Гандаш, потомок причерноморских индоевропейских витязей, захватил семитизированное древневавилонское царство. Касситские правители Вавилона на протяжении столетий так же почтительно относились к нагорной восточной родине, как и шумерские верховные жрецы, и вожди.)

Энмеркар, общаясь с верховным жрецом Аратты, применяет известные нагорным правителям знаки письменности Получив глиняную табличку, жрец, судя по всему, понял смысл послания. На основании этого эпизода мы можем предположить, что социальной верхушке на обширной территории Западной Азии был свойствен не только один язык и общий пантеон богов, но и одна система письменности.

К югу от Шумера на просторах Аравийского полуострова, по крайней мере до конца II тысячелетия до н. э., жили негроидные племена, получившие в науке название «овально-головых». Вероятно, от этих высоких и стройных обитателей «счастливой Аравии» ведет свое происхождение негроидное население современной Африки. Уже высказывалось мнение, что до великих и идущих с севера нашествий IV тысячелетия до и. э. негроидные племена обитали не только в Аравии, «о также в Иране, Средней Азии и Индии. Недаром, по свидетельству «Риг-Веды», вождь ариев Индра сокрушал на своем пути народы с черной кожей. Согласно исследованиям археолога Э. Анати, дильмунско-первошумерские пришельцы с Востока окончательно вытеснили «овально-головых» с побережья Персидского залива где-то в начале III тысячелетия до и. э.

По всей вероятности, плодородную равнину Месопотамии перед приходом шумеров занимали оседлые и многочисленные протосемиты. Шумеры не истребили аборигенов, а превратили их в своих вассалов, данников, рабов.

Западные шумерологи пытались свести все события в древнем Двуречье к расовому антагонизму между шумерами и семитами. Однако, как показали исследования академиков В. Струве и А. Тюменева, конфликты носили не расово-этнический, а социально-экономический характер. Правящие слои шумерских и семитских городов-государств вели общие родословные, эксплуатировали один и те же покоренные племена и неизбежно смешивались с ними. Например, женой основателя шумерской 1-й династии Ура Месаннипадды была бывшая храмовая проститутка, коварная и обольстительная семитка Нугиг-эи из Киша.

Семиты усваивали религиозные представления и социальные институты завоевателей и, в свою очередь, передавали шумерам навыки местной ирригации, торговли. Шумерские правители перешли в конце концов на обиходный семитский древнеаккадский язык К началу II тысячелетия до и. э., несмотря на вторжения с нагорного Востока родственных шумерам племен, шумерские города-государства значительно семитизируются, а шумерский язык превращается в древневосточную «средневековую латынь», понятную лишь жрецам, юристам и правителям. Шумеры, растворившись в семитской массе, оплодотворили последующие месопотамские и ближневосточные цивилизации, и прежде всего Вавилонию. Они не напрасно провели тысячелетие на берегах Евфрата, Тигра и Персидского залива. Как констатирует известный американский шумеролог С. Крамер, «шумеры разработали религиозные идеи и спиритуалистические доктрины, которые наложили неизгладимый отпечаток на современный мир, главным образом через иудаизм, христианство и мусульманство».

pizmennostКто же такие были эти таинственные шумеры, откуда они пришли?

Как отмечается в поэме «Энмеркар и верховный жрец Аратты», восточные сородичи шумеров пользовались одомашненной лошадью. Разведение лошадей в глубокой древности было достоянием небольшого круга племен, столетиями свято хранивших секреты коневодства. На конях въезжали в безлошадную историю все индоевропейские племена, вплоть до конкистадоров в Америке.

Наукой установлено, что впервые лошадь была одомашнена в степях Украины в конце V — начале IV тысячелетия до н.э. Оттуда одомашненная лошадь распространилась, по-видимому, вместе со степняками на Дунай вплоть до Баварии (городище Поллинг, около 3670 года до н. э.), затем она появилась в Центральном Иране (несколько ранее 3000 года до н. э.) и, наконец, в Месопотамии. Путь экспансии коневодческих племен ясен — из евразийских степей на периферию евразийской ойкумены.

По такому же пути и в той же хронологической последовательности распространялись образцы оружия. Между прочим, запряженная в колесницу или оседланная лошадь тоже была оружием, страшным по тем временам, — как бы самолетом Древнего мира. Лошадь сократила расстояние неимоверно, и из Русского Поля до Тихого, Атлантического и Индийского океанов стало теперь возможно пройти за год, за два, если вдруг появлялось такое желание.

Сложнее разобраться в лингвистических дебрях. Мы знаем язык шумеров, оказавший столь сильное воздействие на семитские языки, но не знаем как следует ни первоначального состояния этого языка, ни его родственных связей с другими языками.

А религия, а письменность?

Раньше считалось, что религиозные модели мироздания, причем не только иудейская, зародились в Шумере и распространились оттуда (легендарный Авраам бежал в Палестину из Ура Шумерского в начале II тыс. до н. э.). В частности, высказывалось мнение, будто даже древнегреческий миф об «эстафете власти» на небесах от Урана к Кроносу-Сатурну и затем к Зевсу-Юпитеру заимствован из аналогичного древнейшего шумерского предания. Однако недавно молодой московский ученый Н. Лисовой опубликовал работу, в которой на основе изучения «Риг-Веды» и древнекельтской мифологии неопровержимо показал, что этот сюжет — исконно общеевразийский, общеиндоевропейский. Значит, первошумеры, быть может, находились в тесном контакте, если не в родстве, с первоиндоевропейцами.

Небюрократические взаимоотношения между верховным жрецом или вождем и свободными согражданами-дружинниками, постоянные вечевые советы шумерских правителей со старейшинами и с воинами-сотоварищами находят полную аналогию в социальных порядках индоевропейских племен, от эпохи «Риг-Веды» до времен северорусских городов-государств, вольной ватаги Стеньки Разина и Запорожской Сечи.

Письменность, как и обладание личной свободой, честью, достоинством, тоже не единоличное изобретение шумеров. В 1963 году румынский археолог Н. Власса при раскопках кургана Тартария недалеко от Дуная обнаружил глиняные таблички со знаками, поразительно напоминающими знаки первошумерского письма. Радиоуглеродный анализ позволил определить возраст этих табличек — около 4000 года до н. э. Другими словами, они оказались на несколько столетий древнее своих шумерских двойников. Единственно разумное объяснение «Загадки Тартарии» — широкое распространение на протяжении тысячелетий в степях Евразии единой системы религиозно-магической символики и тайнописи, впоследствии проникшей вместе с ее носителями вплоть до долин Хуанхэ, Инда, Двуречья и Нила.

Да, даже до Нила Индийский ученый Айясвами Калианараман считает, что и хараппская, и шумерская, и древнеегипетская цивилизации были основаны приблизительно в одно время военными отрядами первоиндоевропейцев, которые сочли более выгодным «пасти» и эксплуатировать «животных говорящих», чем мычащих и блеющих.

Действительно, некоторые предметы материальной культуры (оружие, украшения, печати, орнаментика, изобразительные сюжеты и т. п.) и произведения духовной жизни во всех трех древнейших цивилизациях часто удивительно похожи, и совпадения невозможно -объяснить ничем иным, кроме заимствования или общего происхождения.

Древнешумерский герой Гильгамеш побывал во многих странах. Изображения его находят и в Египте, и в Индии. И всем потомкам и родственникам Гильгамеша предание напоминает

Гильгамеш как бы олицетворение Шумера. Три тысячелетия по нему равнялись месопотамские цари и халдейские маги, его равно почитали индоевропейцы — хетты и семитизированные ассирийцы, ему подражали герои и законодатели Древнего Востока. Пять тысячелетий спустя мы все проникновеннее убеждаемся, что шумеры воистину подводят нас к сокровенному всего человечества, в том числе к тайнам наших далеких протоиндоевропейских предков.


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


8 Комментария к Древний Шумер

  1. Мне лично понравилась данная статья. Очень интересно написано о Шумере.

  2. Учёные считают, что цивилизация пошла именно от Шумера

  3. Сейчас начали поговаривать что со славянских земель начала происходить современная цивилизация.

  4. Аратта — это Арарат-Армения.

  5. Армения в духовных представлениях древнего мира
    —————

    Сведения об Армении в Библии имеют исключительную ценность, потому что относятся к наиболее судьбоносным событиям человечества – сотворению мира и возрождению человечества после Всемирного потопа. В первой книге — Библии Творения рассказывается о том, как Господь сотворил человечество в Эдеме – Раю, из которого брали начало четыре реки – Евфрат, Тигр, Фисон и Геон. Ученые до сих пор продолжают спорить о последних двух реках, одна из которых, безусловно, Аракс. Однако, бесспорно, областью истоков рек Тигр и Евфрат является Армянское нагорье. Следовательно, Армянского нагорье и является тем Эдемом, в котором были сотворены первые люди, и где находятся символы бессмертия и мудрости – два святых дерева (Древа познания добра и зла). В книге рассказывается также, что спустя время Господь решил за грехи уничтожить человечество всемирным потопом, после чего Ной, со своей семьей причалил на «горах Араратских». Фактически, согласно Библии, Армения является святой местностью, на которой сотворилось человечество, где хранились символы бессмертия и мудрости, и которая стала местом возрождения человечества после Всемирного потопа. Те же представления можно найти и в других первоисточниках Древнего мира. В частности уже было сказано, что в мифологии междуречья почитался бог мудрости Ай(я), который вместе с богиней Матерью сотворил человечество в Армянском нагорье. В Шумерийском мифологическом романе страна Аратта почитается как страна святых законов и страна бессмертных. Интересен тот факт, что ищущий бессмертия герой междуречной мифологии Гильгамеш направляется «по пути на Аратта», идет вверх по течению Евфрата, по дороге переходит через горы Машу (Масу), с юга обрамляющие Армянское нагорье горы Масиус или Масион. То же представление мы находим в романе, посвященному Александру Македонскому, который впервые был записан еще в 240 г. до н.э.. Согласно которому, Александр Великий стремился к бессмертию и повторял пройденную дорогу самого известного героя Древнего востока Гильгамеша. На самом же деле, Александр, которые никогда не бывал в Армении, «направляется к стране Армянской, где истоки Тигра и Евфрата», а по дороге преодолевает горную цепь Масис. Следовательно, представления об Армении как о бессмертной стране в Древнем мире были настолько глубоки, что во всемирноизвестном сюжете по поиску бессмертия самый известный герой Древнего Востока Гильгамеш заменяется самым знаменательным героев античного мира Александр Великий. Примечательно, что целью обоих являлась страна Бессмертия – Армянская земля, где хранился «Цветок бессмертия», который соответствовал Библейскому Древу жизни. Второе древо Эдема – Древо добра и зла является символом мудрости. То, что Армения в духовных представлениях Древнего Востока описывалась как страна мудрости ярко видно в распространенных в Передней Азии представлениях о боге мудрости Ай(я). Кроме того, согласно древнешумерийской записи «Мудрость и искусство были привезены из страны Аратта».

    В мифологических представлениях некоторых народов Армянское нагорье представляется как место поселения богов, как святая территория. Такие идеи были широко распространены в верованиях коренных жителей нагорья – наших предков, фрагменты некоторых из которых сохранились в армянской христианской литературе. Область Высокая Армения в Великой Армении, которая являлась духовным центром дохристианской Армении, следующим образом представляется в «Ашхарацуйце» (Атласе мира): «Эта провинция, действительно, как указывает его название, является не только выше других частей Великой Армении, но и всего мира, вот почему ее называют мировой вершиной. Она испускает реки на все четыре стороны мира. С Высокой Армении вытекают четыре крупные реки». Эдем упоминается с «левой стороны», что заслуживает особого внимания. В другой части книги упоминается, что на территории Армении после возрождения человечества, еще говорящие на одном языке люди с «востока» перешли в страну Сенаари (Шумер) и решили построить Вавилонскую башню. В обоих случаях Армения представляется как страна «востока», в то время как она находилась севернее записанной в Ветхом Завете стране евреев. В другом фрагменте той же книги третий раз повторяется та же идея.

    Представление об Армении как об убежище солнца сохранилось в хеттских источниках, согласно которым солнце входило с «восточного моря» — озера Ван. Это полностью согласуется c легендами, согласно которым золотое ложе солнца находилось на дне озера Ван, из которого каждое утро всходило, и каждый вечер заходило дневное светило. Вышеприведенные факты дают место поразмыслить каждому армянину. Армению считают местом сотворения человечества и его возрождения после потопа не только наши предки, но и народы, не имеющие родства с армянами. То есть в первобытные времена была святейшая надрелигиозная и наднациональная идеология, ключевую роль в которой играет Армянское нагорье. Почему именно Армянское нагорье?,,,

  6. http://tvkultura.ru/video/show

    Документальный фильм на канале «Россия Культура»

    «По следам тайны. Армянское нагорье. 12 тысяч лет назад»
    —————

    Вся Армения представляет собой огромный музей под открытым небом, рукотворные экспонаты которого были созданы десятки и даже сотни тысяч лет назад. Эта страна и ее цивилизация традиционно считаются одной из древнейших в мире. И, как показывают новые открытия, сделанные в Армении, само возникновение мировой цивилизации не только уходит вглубь истории на много тысяч лет, но и уровень ее развития был гораздо выше и удивительнее, чем это считали раньше…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>