Атаман Платов

Версий происхождения несколько. Изначальная самая старая, которая возникла в России в XVI веке, это версия беглых людей, и самочинно поселились на Дону, образовали казачьи городки, и остались там жить не подчиняясь правительству.

Среди самих казаков бытовала версия гораздо более древнего казачьего происхождения. Как в XIX веке появились на Дону гимназии, стали появляться более-менее образованные люди стали появляться книги написанные казаками, о очень древнем происхождении казачества. Кто-то возводил к скифам, к амазонкам, к сарматам, то есть к максимально древним народам, какие только были известны.

Учёные до сих пор не сходятся во мнении, откуда казаки ведут свой отсчёт. От Ивана Грозного, или от Золотой орды, или ещё раньше. Гумилёв считал, что казаки произошли от половцев и хазар, смешавшись со славянами, они и основали казачество. Есть и иные точки зрения о азиатском происхождении казаков. Согласно одной из гипотез, во второй половине XII века в Центральной и Восточной Азии жили племена, называвшимися «казачьими ордами». В китайских хрониках орды эти назывались «хакасы», что по мнению ряда европейских учёных равнозначно слову «казак». А вот слово «атаман» азиатского происхождения – монгольского. Гумилёв считал, что казаки имеют восточное происхождение. Когда восточный народ сходится с западным народом, в данном случае славянским, то этот синтез породил казачий быт. Так что дальние предки Платова жили на широких просторах Руси и до монголов и после них. И соседствовали с самыми разными народами. В те далёкие времена казаки нередко смешивались с другими народами и с турками, и с ордынцами, и с другими жителями дикой степи. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, она приобретала статус полноправной казачки. Станичники к ней относились доброжелательно, и прощали незнание обычаев. Женская община брала её под своё покровительство и учила, «вживала» в свою среду. Но обычно жену казаку выбирали родители, и семьи казачьи были крепкими. Разводы не приветствовались.

Жён у Матвея Платова были две. Первая Надежда Степановна из знаменитого казачьего рода Ефремовых умерла в юности. Атаман позже женился на Марфе Дмитриевной Кирсановой. От двух браков у Платова было семеро своих, и двое приёмных детей. Атаман писал о казачках: «Пуская верность и усердие их, а наше к ним признательность и любовь послужат в потомстве правилом для поведения жён донских».

Те кто уходили на Дон не боялись властей. Не случайно в плоть и кровь донских казаков вошла пословица «С Дону выдачи нет». Но почему такое пренебрежение к официальной власти, и почему с Дону выдачи нет? Ответ простой. Во первых была казачья вольница, казаки никого не боялись и никому не подчинялись. А во-вторых властям было выгодно, что бы граница хорошо охранялась, а кто это будет делать беглый или местный не важно. Жили среди казаков люди беглые, но не они составляли основу казачества.

Всё было ничего, да устал император Павел I слушать жалобы своих приближённых на исчезновение крестьян на Дон. Летом 1800 года на Дон поехала императорская комиссия, казакам предложили вернуть всех беглых, не то введут регулярные войска. Атаман Платов был не замешан в этих делах, его на Дону уже не было несколько лет. Но казаков он защитил. Размах укрывательства был таков, что император стал перед выбором или ссорится с казаками, или сделать вид, что всё в порядке. И Павел I издал указ о прекращении следствия над Донскими казаками. Защита границы была важнее, Англия натравливала Персию на Россию, Турция была в силе, казаки владевшие оружием так, как будто с ним родились, были императору куда важнее помещичьих жалоб на беглых. С шашками на конях казаки считались грозной силой. В их воинской школе есть уникальная система ударов, когда шашка разит наповал противника, и выжить нет ни малейшего шанса. И к оружию у казаков отношение особенное. Однако назвать казаков беспощадными не смогут назвать даже их злейшие враги. Казаки всегда были людьми верующими, и против совести не шли.

Православные праздники отмечались всем миром. На них собирались и стар и млад. В праздничные дни в храмах и яблоку негде не было упасть. Заступницей казаков была икона донской Божьей Матери, она никогда не оставляла их в трудную минуту. Казачество всегда стояло за права обиженных и угнетённых, за свои земли за свою веру. При этом казаки свою веру никому не навязывали, и насильно в неё не обращали. Казаки твёрдо верили, что убитые за правое дело, за веру Христовою попадают прямо в рай, и это их делало бесстрашными в любом бою. Свою жизнь казак понимал как служение Богу, своим воинским мастерством и своим оружием. А главным оружием была шашка. Она хранилась на видном мести и передавалась от деда внуку, когда старик менял шашку на посох. Издавна говорили «Шашка должна быть лёгкая как перо, упругая как лоза и острая как бритва».

Традиция преклонения перед оружием имеет древние истоки. В старинных летописях прославляли силу меча, но сила эта требовала упражнений. Шашка была не только главным оружием казака в бою, но и служила символом полноты его прав в казачьем войске, подтверждала его право на владение земельным наделом.

После сражения «Битвы народов» под Лейпцигом, казаки со славой вложили клинки в ножны. Войну с Бонапартом они наконец то закончили. Европа вздохнула свободно. Атаман, сопровождавший императора Александра I, побывал и в Лондоне, кавалер ордена Андрея Первозванного, герой Измаила, Очакова, герой Отечественной войны, он был и в 60 лет моложав и красив. Появление в Лондоне знаменитого атамана вызвало бурю эмоций у сдержанных англичан. С корабля на берег они пронесли Платова на руках. И где бы атаман ни появлялся, его везде встречали овациями. А сдержанные лондонские дамы даже отрезали у его коня часть хвоста и разобрали эти волосы на сувениры.

Конечно, в Петербурге многие завидовали Платову, мол, мы тоже в сражениях участвовали, а государь нас в Лондон с собой не взял. И были просто рады, когда Платова отправили на Дон, подальше от трона. Знатные вельможи тревожились не зря, ещё никому в Лондоне такого почёта не оказывали. Именем Платова был назван 80-ти пушечный корабль, а также одна из призовых лошадей. Оксфордский университет вручил ему диплом почётного доктора.

Казаки обожали своего атамана и были готовы отдать за него жизнь. Ещё бы при нём жизнь на Дону изменилась, стала другой лучше, чем была. Он любил Дон, донские степи, и свой народ Донское казачество.

Генерал Платов стал отменным управленцем. Он следил за прокладкой дорог на Дону, организовывал там почтовую службу, он следил за войском, заботился о лошадях для казаков. Он  основал и новую столицу донского казачества – город Новочеркасск. Более века Новочеркасск был городом донской элиты, войсковых атаманов, офицерства, центром просвещения и культуры. Он остаётся таким и сейчас. Атаманский дворец, одно из красивейших зданий Новочеркасска, в этих стенах решались основные вопросы войсковой жизни Донского казачества. А когда Новочеркасск посещали члены императорской фамилии и августейшие гости, великолепный атаманский дворец служил им резиденцией. Казаки помнят свою героическую историю и свято хранят память о своём атамане. Казаки и сейчас сохраняют свои воинские традиции. В историческом смысле им повезло, целые народы исчезли, канули в лету, а казаки живут. Они верные сыны Родины, и всегда готовы её охранять.

Страниц: 1 2


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  • Нет похожих записей

3 Комментария к Атаман Платов

  1. Овдовев, Платов сожительствовал с англичанкой Элизабет, с которой познакомился во время визита в Лондон

  2. особенно пондравилось утверждение автора, что «…Джигитовка это чисто казачье военное искусство…». Непонятно только зачем свое военное искусство называть чужеродным словом? Джигит- с тюркского «парень», «юноша». А может автор погорячился?

  3. Само явление козак это скорей всего степное, поэтому связь с тюрками очевидна. даже князь святослав носил «чуприну» — основной символ запорожцев. Думаю, что казачество — наследие степняков сарматов, скифов.Тем более древний мир не был так закрыт как нам кажется. Смешение культур было на лицо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>