Танкетка Т-26

t-261      Осенью 1935 года Красная Армия проводила маневры. Был выброшен большой десант. Приземлившись, 1800 парашютистов немедленно заняли боевые порядки и приступили к выполнению задачи. Первым делом они закрепились на ровном поле. Через несколько минут импровизированный аэродром принял тяжелые самолеты. Из них высадились воздушные пехотинцы, выкатились пушки, автомобили. От бомбодержателей отцепились и броневые машины — танкетки. Так впервые авиация осуществила транспортировку бронетанковой техники. С идеей танкетки связан относительно короткий и неудачный период в мировом танкостроении. Генерал Этьенн (инициатор строительства французских танков) еще в 1915 году мечтал о «роях бронированных застрельщиков». Он считал, что чуть ли не каждому пехотинцу нужно дать панцирь. После первой мировой войны концепцию танкетки возродил английский военный теоретик Фуллер. Он считал, что нужно множество легких, дешевых в производстве машин, рассчитанных на двух или даже на одного человека. Английские инженеры Мартель и Карден построили «мини-танк» на собственные средства. Правительство поддержало конструкторов, и в 1928 году на вооружение английской армии поступили танкетки «Карден-Лойд Мк. VI». В специальных журналах появились любопытные фотографии. Машина, а рядом лошадь. Подчеркивалось назначение танкетки — «броневого коня» будущей войны. В Англии публично демонстрировалась механическая «четверня», тащившая пятую танкетку. Реклама подействовала. Многие страны — Италия, Польша, Япония, Чехословакия — купили эти машины или стали делать их по лицензии.t-26.h44

В 1931 году танкетка появилась и в частях Красной Армии. Впрочем Т-27 — так называлась новинка — не была просто копией «Карден-Лойд». Советский вариант отличался несколько большими габаритами корпуса и утолщенной броней. Вместо фордовского двигателя танкетку оснастили мотором от автомобиля ГA3-АА. «Газовскими» были коробка передач и трансмиссия. Машина получилась приземистой — высота всего 1,44 м — и неудобной для двух человек. Экипажи приходилось подбирать из малорослых людей.

Т-27 применяли при ликвидации последних басмаческих банд в песках Каракумов. Ее использовали для сопровождения конницы и в качестве штабной машины. «Двадцать шестой» хорошо проявил себя в испанской войне. Правда, выяснилось, что слабовата броня. Усилить ее без каких-либо переделок, только за счет толщины, не позволяло шасси: ходовую часть рассчитывали на вес в 6 т и не модернизировали.

Но можно противостоять удару не только мощью бронелиста. Ведь снаряд, встречаясь с преградой, подчиняется элементарным законам физики — рикошетирует от наклонной поверхности. Этим свойством воспользовались инженеры, и на танках выпуска 1937 года башни приобрели коническую форму. Позднее наклонные листы появились и на подбашенной коробке.

Впрочем, решено было не отказываться и от старого способа — сделать лист толще. Но чтобы не перебрать в весе, машину укоротили. Удалось даже выкроить несколько сотен килограммов на дополнительный боезапас и «топливо.

В 1933 году производство танкеток прекратилось — они оказались слишком уязвимыми для огня даже стрелкового оружия. К такому же выводу пришли и иностранные специалисты после того, как «Карден-Лойды» не выдержали испытания в деле. Опыт некоторых малых войн (между Боливией и Парагваем в 1932—1935 годах, Италией и Абиссинией в 1935 году) подтвердил: танкетка как форма защиты и механизации пехоты себя не оправдала.

И все же, помимо недостатков, решивших судьбу Т-27, у этой машины были подкупающие достоинства: миниатюрность, позволявшая воздушную транспортировку и действия на малоудобной для техники местности (например, в лесу). И хотя «танкет — компания» — неудачный этап в строительстве броневых машин, она дала толчок развитию малых, транспортабельных танков, танков-амфибий и бронетранспортеров.

Танкетка Т-27, производство которой позволило подготовить промышленную базу для постройки броневых машин, стала основой многочисленного семейства отечественных малых танков.

В течение почти десятилетия, вплоть до конца 30-х годов, Т-26 вместе с БТ оставался основным танком Красной Армии. Он «выжил» даже во времена увлечения колес-но-гусеничными машинами. Именно на Т-26 опробованы многие конструктивные решения, получившие самостоятельную жизнь и ставшие теперь классическими в танкостроении.

Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций Т-26 и танка «Виккерс» Mk.E

Mk.E Model A

Т-26 обр. 1931 г.

Т-26 обр. 1932 г.

Т-26 обр. 1933 г.

Т-26 обр. 1939 г.

Размеры

Боевая масса, т

7,10

8,00

8,40

9,40

10,25

Длина, м

4,62

Ширина, м

2,44

2,45

Высота, м

2,08

2,19

2,24

2,33

Бронирование, мм

Лоб корпуса

13

15

15

15

Борта и корма корпуса

13

15

15

15

Лоб башни

13

15

15

15

Борта и корма башни

13

15

15

15

Крыша

10

10

10

10

Днище

6

6

6

6

Вооружение

Пушка

1 × 37-мм «Гочкис» или Б-3

1 × 45-мм 20-К

1 × 45-мм 20-К

Пулемёты

2 × 7,7-мм «Виккерс»

2 × 7,62-мм ДТ-29

1 × 7,62-мм ДТ-29

1 × 7,62-мм ДТ-29

1 × 7,62-мм ДТ-29

Боекомплект, вістрелов/патронов

6489

113 / 3087

96—136 / 2898

165—186 / 3528

Подвижность

Двигатель

бензиновый
4-цилиндровый
80 л. с.

бензиновый
4-цилиндровый
90 л. с.

бензиновый
4-цилиндровый
95 л. с.

Удельная мощность, л.с./т

11,26

11,25

10,71

9,57

9,27

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

35,2

31,3

30

Средняя скорость по просёлку, км/ч

н/д

15

18

Запас хода по шоссе, км

н/д

130—140

200—225

Запас хода по просёлку, км

н/д

70—80

150—170

Удельное давление на грунт, кг/см²

н/д

0,57

0,60

0,65

0,71

Преодолеваемый ров, м

н/д

2,0

2,0—2,65

Преодолеваемая стенка, м

н/д

0,75

Преодолеваемый брод, м

н/д

0,8

 


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>